Группа: роли, лидерство, коммуникация
Специфика массовой коммуникации и ее функции
Организация: структура, отношения, коммуникационные потоки
Группа: роли, лидерство, коммуникация
Групповая и массовая коммуникация
Лекция 7
Показатели экономической опасности в России в 1990-х гг.
Показатель | Мировой уровень предельных показателей, % | Россия (середина 1990-х гг.), % | Ожидаемые последствия |
1. Уровень падения производства | 30-40 | Деиндустриализация производства | |
2. Рост инфляции за год | 80 (1998 г.) | Падение уровня жизни населения | |
3. Доля импорта во внутреннем потреблении продовольствия | Зависимость от иностранных ресурсов | ||
4. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума | 28 (1998 г.) | Возрастание бедности населения |
Подобного рода угрозы национальной экономической безопасности возникали в 2007-2010 гг. в ряде стран в период современного мирового финансового и экономического кризиса.
Чтобы своевременно обнаруживать угрозу экономической безопасности, государственные органы должны проводить мониторинг (лат. monitor – предостерегающий) – систему наблюдений за ходом экономического развития страны и принимать высокоэффективные меры по обеспечению экономической безопасности страны.
Человек по природе существо социальное. Социоцентрический инстинкт призывает его объединяться в группы по различным интересам с себе подобными. Некоторые из таких групп достаточно стабильны и существуют длительное время (семья), некоторые создаются с определенной целью на небольшое время (участники бизнес-проекта).
Два основных конституирующих признака группы:
- общие интересы членов группы и
- коммуникация между членами.
Группа не может сформироваться без взаимообмена мнениями между членами
Основные типы групп:
Семейная группа: это недобровольная (родителей не выбирают), долгосрочная группа с разнообразными общими интересами (кровные связи, кровные узы). Первичная цель семейной группы – освоение человеческого языка и других средств коммуникации, обучение выживанию и поведению.
Неформальная группа: это дружеская группа, добровольная, необязательно долгосрочная. Общие интересы: игра, а также социализация, обучение и развлечение через игру. Здесь производится самоутверждение собственной индивидуальности (подростковые группы: тусовка, игра в дочки-матери, уличные и дворовые банды).
Формальная группа: это как добровольная (музыкальная школа, кружки и клубы), так и недобровольная (школа, армия) группа, с установленным сроком и условиями членства (от дня до пожизненности), установленной структурой и взаимоотношениями между членами (устав школы, университета, партии; учредительные документы фирмы; неформальные «присказки» типа ты начальник – я дурак), установленными целями и задачами (например, образовательными: обучение и социализация; производственными: производство товаров, услуг, получение прибыли; социальными: реализация социальных задач и отношений). Помимо уставных задач формальные группы могут выполнять и неуставные. Сюда включается развитие взаимоотношений (совместные вечеринки и поездки на природу); социальная защита членов группы (медицинская и юридическая помощь, детские сады и дома отдыха); развитие личности и создание имиджа (профессор Йейльского университета; имиджевая идентичность поддерживается различного рода «речевками»: если тебе комсомолец имя, имя крепи делами своими); развитие природных задатков и талантов членов группы или препятствие этому (школа, тюрьма).
Характеристики группы:
- коммуникация между членами (взаимоотношения не обязательно бывают хорошие, они могут быть даже конкурентными и враждебными: как пауки в банке);
- общепризнанные для членов цели, интересы и задачи (без коммуникации общие цели не дают группы, например, толпа на автобусной остановке);
- общепринятая для членов система ценностей и норм поведения (Устав КПСС);
- выработанный членами группы набор поведенческих ролей и моделей коммуникативного поведения в определенной ситуации (на собрании: председатель, секретарь, президиум; менее официальные: наш Наполеон и т. п.). Эти роли могут меняться со временем, развитием члена группы как личности: продвижение по службе, ребенок в японской семье: до восьми лет – господин, после восьми – раб, после шестнадцати – равный);
- распределение определенных ролей в рамках группы: каждый обладает определенным статусом (лидер – ведомый, начальник – подчиненный, преподаватель – студент);
- роль и identity (собственная личность) каждого члена группы поддерживается дополнительно вербальными и невербальными маркерами (Ваше величество, форма и т. п.).
Основные и дополнительные цели объединения в группы: достижение общей цели или сопротивление общей угрозе (объединяться за или против); получение ощущения принадлежности (собственной нужности) и безопасности. Собственная личность создается через различные общественные связи (говорю вам это, как коммунист; как работник этой фирмы, я...). Одним из дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными (отсюда – жаргоны, профессиональные языки, локальный юмор и т.п., вплоть до телесного гексиса: узнаю я выправку солдатскую).
Три основных фактора внутригрупповой коммуникации: роли, нормы и лидерство.
- Роли – это способ поведения, который считается подходящим для конкретной ситуации; сценарий поведения (написанный родителями, учителями, товарищами по партии и т. п.). Бывают и случаи сопротивления навязываемой роли (подростковый бунт и т. п.). Но и в случае сопротивления, и в случае жертвования частью собственной свободы ради интересов группы (например, тишина в зале во время концерта) мы видим проявление взаимодействия коммуникативной личности и среды, давления среды (в данном случае – группы). Роли проявляются в процессе коммуникации, в дискурсе как речедействии, ведь и сам термин роль заимствован из сферы драмы и означает «отрезок текста».
Индивид исполняет в жизни массу разнообразных ролей. Например, возможные общественные роли коммуниканта-мужчины, исполняемые им в том или ином месте, в то или иное время: семейные, социальные, производственные. Можно выделить и следующие виды ролей:
- возрастные (дитя, подросток, юноша/девушка, взрослый, старик, здесь наблюдается культурно-историческая варьируемость границы между возрастами);
- половые (они ярко проявляются «по контрасту» при нарушении обычных характеристик роли: плачущий мужчина; сравните объятия и поцелуи у мужчин и женщин). С преувеличением или преуменьшением значимости разделения ролей по половому признаку связаны такие общественные движения, как сексизм, феминизм.
- классовые роли (существуют поведенческие стереотипы у высшего, среднего и низшего класса, что выражается в словах: откушать – есть – жрать, хавать, лузгать (семечки).
- Нормы или правила включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику. Сравните разные модели разговора: одновременный разговор за банкетным столом в дружеской компании и поочередный за семейным обедом.
По мнению американского психолога Б. Такмана, коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии:
- формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения),
- протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок),
- нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм),
- сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач).
Процесс формирования группы происходит в диалоге между личностью и другой личностью, или – личностью и совокупной личность, если коллектив уже сложился и в него вливается новый член. Основа формирования группы – взаимная уступка, здесь формируется консенсуальная сфера интересов и поступков.
Лидерство бывает четырех типов:
- автократия (один человек подчиняет других: семья определенного типа, монархия),
- охлократия (властью толпы, от фр. «позволяйте делать»), ср. анархия – мать порядка,
- демократия,
- коллективизм (формальное равенство, но функционально члены группы неравны; этот подтип критикуют за медленное принятие решений, не зря слово парламент в исходном фр. языке значило «болтовня»).
В любом обществе присутствуют и используются все виды, один из них обычно институционализируется (например, через конституцию в обществе в целом устанавливается подчинение власти царя или президента; через «негласные законы» мафии или семьи – власть крестного отца или матери).
Коммуникация в группе может делиться на:
- информативную (обмен информацией между членами группы) и
- конститутивную (направленную на поддержание отношений, на поддержание самой группы). Конститутивная коммуникация зачастую формальна: товарищ генерал, отдать честь. Основная функция такой коммуникации – фатическая и объединительная.
Правила коммуникативного поведения в группе включают:
- взаимное признание статусов как коммуникантов и как членов группы;
- публично оценивать достижения других (Молодец! Хорошая идея!);
- нужно уметь вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);
- уметь выразить согласие с групповыми действиями и решениями;
- уметь предложить нужную информацию группе (А почему бы нам не...);
- уметь оценить предложенные идеи (Не вижу ничего плохого в том, чтобы...);
- следует призывать других высказать свое мнение и дать необходимую информацию (ты у нас специалист, что ты думаешь о...);
- нужно уметь интегрировать различные идеи и информацию (такова институционализированная роль у руководителя предприятия на «пятиминутке» и т.п.);
- уметь предложить план совместных действий (А почему бы нам не...).
Тональность высказываний может быть различна, но предпочтителен демократический, совещательный тон, хотя в некоторых случаях люди даже ждут того, чтобы ими управляли. Руководить людьми надо так, как они хотят быть руководимыми.