Современные представления о мире

Квантово-полевая картина мира

Данная картина мира явилась результатом дальнейшего развития электромагнитной картины мира.

Эта картина мира отражает уже единство двух предыдущих картин мира в единстве на основе принципа дополнительности

Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям.

Идеи начала времени, корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов, внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, - эти и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко «безумный» вид. (Впрочем, это преходяще: когда-то ведь и мысль о шарообразности Земли тоже выглядела совершенно «безумной».)

Но в то же время эта картина величественно проста, стройна и где-то даже элегантна. Эти качества ей придают в основном уже рассмотренные нами ведущие принципы построения и организации современного научного знания:

• системность,

• глобальный эволюционизм,

• самоорганизация,

• историчность.

Данные принципы построения научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы.

Системность означает воспроизведение наукой того факта, что наблюдаемая Вселенная предстает как наиболее крупная из всех известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.

Главная принципиальная системная особенность современной естественно-научной картины мира - принцип глобального эволюционизма можно пояснить тождеством.

В этом тождестве События и Перемены «оживили» ранее статическую Вселенную, обнаружили в ней единство и тесную эволюционную взаимосвязь всех ее фрагментов. Современные представления о мире формируются на основе дифференциации и интеграции естественных наук, единстве физического знания и т. п.

Таким образом, современные представления о Мире характеризуются принципом глобального эволюционизма, который на уровне "подсознательного" формирует непрерывную, глобальную эволюционную, двойную цепочку многомерного матричного тождества:

Современная наука стоит на пороге осознания новой научной парадигмы, если "включит" фактор "сознательного", в основе которого лежат эволюционные принципы законов сохранения симметрии двойственного отношения (многомерные матричные тождества), которые отражаются в свойствах природных операционных механизмах эволюции двойственного отношения.


Раздел 13. Принципы построения научного исследования

 

По способу получения научные исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Теоретические исследования направлены на создание теоретических моделей явлений, которые отражают объективные связи окружающего мира. Эмпирические исследования включают в себя все формы познавательной деятельности, осуществляемой с помощью наблюдений и экспериментов в целях получения новых знаний об изучаемом объекте.

По области использования научные исследования делятся на фундаментальные и прикладные. Последние в свою очередь подразделяются на собственно фундаментальные, цель которых – открытие основополагающих законов природы и целенаправленные ф.и., ориентированные на конкретные изыскания и разработки новых способов и средств познания объектов и явлений.

Прикладные исследования направлены на непосредственное создание новых технических средств, технологий, предметов потребления, имеющих конкретное практическое применение в различных областях науки и техники. Эти исследования базируются на результатах фундаментальных исследований, т..е уже известных законах.

Изучение истории науки показывает всю сложность проблемы приоритета. Так, например, в работах, посвященных утверждению какого-либо закона, принципа или идеи, как правило, ссылаются на предшественников, однако, нередко эти упоминания являются лишь данью вежливости. Следует учитывать, что чем глубже изучается история научной проблемы, тем обычно все более расплывчатой становится фигура «основоположника».

Как правило, в истории становления научной гипотезы, метода, закона, теории различают следующие стадии:

1. Высказывания, мысли в направлении рассматриваемого метода или каких-либо его сторон. Часто это имеет место попутно с рассмотрением другого вопроса. Автор высказывания нередко еще не отдает себе ясного отчета о значимости и перспективности высказанного. Четких развернутых формулировок и логических фактических обоснований обычно не приводится.

2. Идея, четко сформулированная, иногда на основании логических умозаключений или фактических доказательств, но еще недостаточно обоснованная или развитая. Она не может лежать в основе системы взглядов автора или же органически в нее входит. В ряде случаев автор также недооценивает важность идеи.

3. Разработка и формулировка гипотезы с тем или иным, пусть иногда еще недостаточным обоснованием. Соответствующие выводы. Нередко гипотеза еще не получает широкого признания или влияния на современников. Следует считать этот этап важнейшим; последующие относят к истории гипотезы.

4. Внедрение гипотезы в литературу и научную практику, сопровождающееся обычно ее доработкой и уточнением. В этом случае гипотеза часто получает имя исследователя, завоевавшего признание.

5. Развитие и видоизменение гипотезы, приспособление ее к новой структуре науки, превращение в теорию. Этот этап может иметь ряд фаз. К нему же следует относить разрушение гипотезы, хотя в науке обычно ничто не отмирает полностью. Какой-либо из аспектов гипотезы, как правило, сохраняется и развивается, иногда в составе новой гипотезы или теории. Это называется принципом соответствия, действительным для всех наук.


Раздел 14. Основные методы в географических и геологических исследований

Общенаучные методы исследования

Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов и явлений

Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса или изменение объекта

Сравнение – установление степени сходства объектов, процессов, явлений, событий

Измерение - действие по определению числового выражения величины, характеризующей объект, процесс, явление или событие

Описание – фиксация результатов применения других методов познания.

Формализация – придание научному знанию условного выражения в знаково-символическом виде.

Аксиоматический метод – способ получения нового знания основанный на логическом выводе заключений из нескольких исходных постулатов

Гипотетико-дедуктивный метод – выведение гипотетического знания путем анализа связанных между собой гипотез

Восхождение от абстрактному к конкретному – метод постепенного совершенствования знания относительно объекта или процесса путем детализации его рассмотрения

Анализ – условное разделение объекта на составляющие и дальнейшие изучение каждой из них в отдельности

Синтез – объединение (но не механическое суммирование) составляющих изучаемого объекта и дальнейшее его изучение

Абстрагирование – выделение в изучаемом объекте только одного или нескольких интересующих аспектов.

Идеализация – представление объектов с «идеальными» свойствами, несуществующих в действительности, но имеющие свои прототипы

Индукция – получение новых теоретических положений на основе логического обобщения фактов

Дедукция – формулировка представлений о конкретном объекте на основе представлений об общих характеристиках, свойственным всем объектам данного рода

Аналогия – сравнение объектов, сходных по определенным признакам для установления возможного сходства других их признаков

Моделирование – исследование объекта или процесса путем их воспроизводства в уменьшенном виде с теми или иными допущениями и упрощениями

Вероятностно-статистический метод – изучение объектов и процессов на основе представлений о сочетании случайного и закономерного.

Частнонаучные методы – совокупность методов общенаучного познания, характерных для той или иной области знания

Дисциплинарные методы – узкие по своей направленности методы научного познания

Междисциплинарные методы – методы возникающие на стыке двух и более научных направлений