Формирование географических представлений в Древнем мире

Для первобытнообщинного строя и рабовладельческих государств задачи географии сводились к расширению пространственного кругозора, накоплению эмпирического материала. Формировалось мироощущение человека в пространстве своего местожительства. Первичные географические мотивы были представлены бытийной географией, дошедшей до наших дней, но утратившей свои позиции в научной географии. В ее основе лежало понятие «места» или топоса (с греческого - место, участок земли), формирующего у человека свойства топофилии и топофобии, т.е. представления о хороших и плохих местах, хорошей и плохой охоте, дружелюбных и плохих народах (Преображенский, 1997).

В рабовладельческом обществе важной составной частью культуры становится отношение человека не только с природой, но и с людьми и самим собой. В этом случае человек отстаивает ценность и целостность личности в зеркале культурного мифа. Мифологическое сознание исходило из умения человека с помощью ритуалов воспроизводить акт творения подобный божественным силам, создавая жертвенники, алтари, храмы. Так рождался освещенный (сакральный) центр мира, который характеризовал сакральность места. Место становилось частью чего-то общего, потаенного (божественного), которому греческие философы дали название «хорос», т.е. пространство. Оно было результатом творения и имело космоцентрический характер, включая в себя идеальные слои (макрокосм), Ойкумену (мезокосм) и место жизни человека (микрокосм). Таким образом, уже у античных философов понятия «пространство» и «место» разделяются. Место становится частью пространства.

География, как и все другие науки древнего мира, развивалась первоначально внутри философии. Философы рассматривали мир как природное единство, а всю деятельность людей как одно из проявлений вещей. Человек объединялся с природой, включался в нее. В то же время в мифологической форме выражалась мысль об очеловечении природы, придания ей человеческих черт. Географические идеи были связаны с единой географией, изучающей нераздельное пространство с помощью описательного метода. Региональное направление в развитии географии было описательным. Объяснение имело религиозно-мифологическую, а затем натурфилософскую основу, умозрительно истолковывающую природу. Базировалось оно на геоцентрическом понимании мироздания. В то же время, были высказаны некоторые умозрительные идеи (о шарообразности Земли и ее сферах, зависимости человека от природы), на многие столетия «осветившие» путь развития географии. Возник и уникальный метод эмпирических обобщений и передачи геоинформации - картографический.

Наибольших успехов достигли древние греки, которые сумели методом абстрагирования оперировать не только эмпирическими данными, но и их идеальными образами (моделями), что и позволило возникнуть научному знанию в Древней Греции. В то же время в Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Центральной и Южной Америке при высокой культуре этого не произошло. «Эти греки были поверхностны - из глубины», - писал Ф.Ницше.

География возникла в глубокой древности в связи с практической деятельностью людей - охотой, рыболовством, кочевым скотоводством, примитивным земледелием. Круг фактических знаний первобытного человека определялся характером его деятельности и непосредственным природным окружением. С наблюдением тесно связано и умение ориентироваться в пространстве. Острая наблюдательность и хорошее знание отдельных фактов сочеталось с неразвитостью мышления. Отсюда неумение объяснять многие природные процессы и явления (засухи, землетрясения, наводнения и др.), что нашло свое выражение в анимизме (представление о духах и душе) и магии (чародействе, волшебстве, колдовстве). Представление первобытного человека о происхождении вещей неизбежно было фантастическим и передавалось в устной форме из поколения в поколение. Оно приобретало форму мифов, т.е. народных сказаний о богах и легендарных героях, о происхождении мира.

Первые крупные рабовладельческие государства появились в IV тысячелетии до н.э. у земледельческих народов Малой Азии, Египта, Двуречья, Северной Индии и Китая. Их образованию способствовало положение вдоль больших рек (источников орошения и водных путей) и надежные естественные рубежи - горы и пустыни. Были созданы первые письменные документы, дошедшие до наших дней. В литературном эпосе важное место занимали путешествия. Так, в древнешумерской эпической поэме о Гильгамеше (III тыс. до н.э.) рассказывается о скитаниях героя, который через пустыни и горы добрался до океана.

Основные путешествия совершались с целью торговли и завоевания новых земель. Уже к 2000 г. до н.э. минойцы основали на о. Крит древнейшую морскую державу и плавали до Канарских островов, Сенегала и Индии. По мнению Геродота финикийцы по поручению фараона Нехо (610-594г. до н.э.) совершили плавание вокруг Африки, продолжавшееся три года. Карфагенянин Ганнон плавал вдоль западных берегов Африки. Индийские мореходы еще к началу II тыс. до н.э. плавали к берегам Аравии, устью Евфрата и восточной Африке, пользуясь муссонными ветрами. Зимой они плыли на запад, летом - на восток. В индийских эпических поэмах «Рамаяна» и «Махабхарата» дается представление о географических познаниях народов Индии. В первой из них приводится описание всей известной тогда части Земли. В «Махабхарате» перечислены главные горы, моря, реки; приводятся сведения о древних индийских государствах и племенах. В Китае уже в I тыс. до н.э. существовали специальные географические сочинения, в которых содержались краткие описания территории государства (например, книга «Юйгун»). Географические представления китайцев расширились с открытием «шелкового пути».

Самая древняя карта, по мнению Л.Багрова, известна с 3800 г. до н.э. На глиняной табличке была изображена северная часть Двуречья с рекой (Евфрат) и двумя горными цепями. Еще в III тыс. до н.э. шумерийцы создали мифы о сотворении мира, потопе и рае. В Вавилоне была популярна астрология, объясняющая воздействие небесных светил на судьбы людей.

Рабовладельческая культура достигла своего расцвета в Древней Греции и Риме, унаследовав все лучшее своих предшественников - минойцев, египтян (геометрию, солнечный календарь), ассиро-вавилонян (астрономические знания, деление суток, черчение), финикийцев (алфавит). Развитию стран Средиземноморья способствовал географический фактор, в частности разнообразие природных ландшафтов, игравших большую роль в общественном развитии этого времени.

Древние греки обладали на редкость цельным и ясным миропониманием. Был Космос, Небо, там жили боги. На Земле жили люди. Но пропасти между ними не было. Боги были похожи на людей. Они могли и пьянствовать, и прелюбодействовать, но всегда были готовы вмешаться в судьбы людей. Представление о Земле у ранних греков было религиозно-мифологическим. Земля в виде выпуклого щита окружалась Океаном, из которого вытекали все реки. За Океаном располагалось царство теней. В восточных странах было теплее, чем в западных. Они были ближе к Солнцу.

Во время архаического этапа развития Древней Греции центром научной мысли явился Милет (ионическая колония в Малой Азии), где возникла первая натурфилософская школа. Последователи этой школы пытались объяснить строение Вселенной естественными причинами, исходя из целостной картины мира, единого материального начала: воздуха у Анаксимена, воды у Фалеса, «апейрона» или абстрактной материи у Анаксимандра, огня у Гераклита. Однако истолкование природных явлений у ионийских натурфилософов было умозрительным. Землетрясения, например, они объясняли следствием трескания земли от засухи или после сильных дождей.


Раздел 5.Схоластический период развития наук о Земле (V-XV в. в Западной Европе, VII - XVII в. в других странах).

Феодальная ограниченность и разобщенность пространственного кругозора, возрастающая роль церковных постулатов - характерная черта средневековья. Переход к феодализму в Европе сопровождался упадком культуры. Библия заменила труды античных ученых. Земля из шара «превращается» в прямоугольник или диск. Однако идея единой картины мира сохранялись в религиозных догмах миропонимания.

На этапе социогенеза, становления национальных культур, возникновения и господства в идеологии и мировоззрении мировых религий, методологии сакральности (т.е. признания священного) в географии формируется концепция описательного регионального страноведения.

Основой ее была пространственность, являющаяся универсальной формой упорядочения. Понятие пространства оставалось божественным, т.е. сотворенным Богом. Реальные пространства представляли множество территорий (регионов), открытых и описанных в эпоху великих географических открытий (ВГО). Частью территории становится мифологизированное место, приобретающее свойства ментальности (хождение в Иерусалим, Мекку, за три моря за пряностями в Индию или за шелком в Китай). Трудовая деятельность людей была связана с ресурсоосвоением природных ландшафтов земледельцами и кочевниками. Их образ жизни определял и культурные ценности, где явно просматривалась зависимость человека от природных условий. Это был пик развития единой географии, где человек существовал как часть природы. Методической базой топографической географии был морфологический анализ, т.е. анализ распределения форм и объектов в пространстве. Основные успехи были связаны с генерализацией географических знаний, фиксируемых на картах. Картография стала первой прикладной наукой, «вышедшей» из нерасчлененной единой географии. Поэтому прикладными интересами географии стало создание образа определенных территорий через картографическую модель.

 

Распад Римской империи ослабил сухопутные торговые связи Европы с Востоком. Низкий уровень кораблестроения, религиозная замкнутость стран Западной Европы, суеверия и легенды о морских чудовищах препятствовали далеким путешествиям. Основным стимулом к познанию дальних стран было христианское паломничество к «священным местам» и миссионерство, а также крестовые походы.

В раннем средневековье наиболее искусными мореходами были ирландские монахи (VI-VIII вв.) и скандинавские викинги (VIII-X в.в.). Первые плавали к Гебридским и Оркнейским островам, открыли Фарерские острова и Исландию. Вторые имели связи с Византией по торговому пути «из варяг в греки», повторно открыли Исландию (860г.), затем Эрик Рыжий открыл Гренландию (983г.), а Лейф Эриксон - Северную Америку.

Феодальная Европа была изолирована от Индии, Китая и даже Африки. Лишь Византия в V-VI вв. имела торговые связи с Востоком. В середине VI в. Козьма Индикоплов побывал в Эфиопии, Аравии, Индии. Его перу принадлежит «Христианская топография» в 12 книгах, в которой сделана попытка согласовать некоторые общегеографические представления античности с Библией. Он отрицал шарообразность Земли и представлял ее в виде прямоугольника, окруженного океаном с 4 заливами - Римским, Каспийским, Аравийским и Персидским. Из океана брали начало реки: Нил, Тигр, Евфрат и Ганг.

С VII в. в развитии мировой культуры видную роль играли арабы, создавшие огромное государство. Они торговали с Китаем, северной и восточной Африкой, знали о Мадагаскаре. Языковая общность, наличие торговых связей в Арабском Халифате и хождение в Мекку (хаджи) способствовали распространению географических знаний. Уже в VIII в. география рассматривалась как «наука о почтовом сообщении» и «наука о путях и областях». Абу Абдаллах Ибн Батута был одним из величайших путешественников средних веков. За 25 лет своих странствий он прошел по суше и по морю 130 тыс. км и посетил Египет, Аравию, Сирию, Иран, Крым и низовье Волги, плато Устюрт, долину Инда, Китай, Шри-Ланку и др. Описание путешествий известных арабских авторов становятся популярнейшим видом литературы. Ценность географических знаний арабов в том, что они, хотя и не прибавили ничего нового к теоретическим разработкам античной географии, все же сохранили их для будущих потомков и пользовались ими при накоплении новых данных об известных им землях.

Аль-Идриси (1100-1165 гг.) в своей книге «Географические развлечения» анализирует идеи Птоломея на основе новейших сведений, накопленных к этому времени путешественниками. Им были составлены две карты мира на 70-ти листах, на которых были сделаны уточнения и исправлены ошибки Птоломея. К сожалению, как и все карты арабов, они были без градусной сети.

Догматы христианства на Западе сыграли существенную роль и в упадке геологических наук в средние века. К примеру, находки ископаемых раковин и скелетов позвоночных рассматривались исключительно как свидетельства Всемирного потопа. Любые выводы могли рассчитывать на признание только лишь в случае, если согласовывались со священным писанием.

Однако, пранаука, основу которой составляли практические знания, развивалась, иначе не существовало бы прогресса общества. Этот процесс шел разными путями и темпами. Однако систематизацию знаний и попыток объяснения явлений после крушения Римской империи мы находим главным образом на Арабском Востоке, в Средней и Малой Азии, в Китае и Армении. Лишь в XIII в. на границе с ранним Возрождением появляются достойные работы европейских авторов.

В Китае в V-XII в.в. помимо сводок по минералам ряд ученых рассматривал вопросы об окаменелостях. Тао Хун-цзин, Шень-Чен правильно объясняли происхождение янтаря. Некоторые ученые верно понимали сущность остатков рыб, моллюсков, а также растений в горных породах. Наряду с этим, существовали и фантастические взгляды. Китайские источники указывают, например, что мамонты – животные, живущие в Земле и погибающие от солнца и ветра. Эти сведения проникли из Сибири.

На Ближнем Востоке естествознание носит следы влияния классической науки, в нем встречаются идеи о вечной изменяемости природы, огромной длительности ее существования. Напомним имена таджика Авиценны (Ибн Сина), узбека Абу Райхан Бируни. Они занимались географией и геологией. Авиценна указывал на образование гор действием землетрясений и размыва текущими водами, образующими долины. Он полагал, что превращение рыхлых пород в твердые происходит под влиянием свойственной природе «пластической силы».

По мнению Авиценны горные породы («камни») могут образовываться двумя путями – либо из грязи благодаря нагреву от солнечных лучей, либо из водной среды опять же вследствие нагревания и высыхания. Очень важным было высказывание о том, что ныне обитаемый мир был ранее необитаемым и погруженным под океан. Наконец, впервые высказывается мысль, что каждое отступление море оставляет после себя слой (осадков) и мы видим, что некоторые горы кажутся нагромождениями слоя за слоем. При этом последовательность слоев отражает последовательность времени их отложения.

По мнению некоторых исследователей, приложение к 4-ой книге Аристотеля «Метеорология» на самом деле принадлежит Авиценне. В нем он пишет о силе, способствующей окаменению растений и животных.

Бируни был разносторонним ученым-эмпириком, не отрицавшим важность обобщений. Критерием же истины он считал опыт. Бируни (Минералогический трактат) первый использовал метод определения удельного веса минералов, к которому вернулись только в XVIII в. Он установил плотность воды. Указал на водное происхождение кристаллов и минералов вообще, основываясь на изучении включений в некоторые из них пузырьков жидкости. В «трактате» были описаны около 100 известных минералов и горных пород. В качестве диагностических признаков выступали цвет, прозрачность и удельный вес. Он занимался вопросами совместного нахождения пород с полезными минералами и рудами, объяснил причину действия артезианских источников. Ученый изучал образование дельты Ганга, положение древнего русла Амударьи и образование Аральского моря. Ему была ясна закономерность изменения гранулометрического состава аллювия от верховьев к устью реки.

К X в. принадлежит сочинение Омара Аалема «Отступление моря», в котором он, сравнивая географические карты разных эпох по изменению контуров Каспийского моря, пришел к заключению о постепенном увеличении площади, занимаемой сушей. Этот метод существует и сейчас, но с использованием аэрофотоснимков.

Одним из крупнейших ученых средневековья был Альберт Великий (Больштедт). Он полагал, что горы могут возникать двумя способами – действием «подземных ветров» (землетрясением) или разрушением морскими водами. Альберт первым прибег к модельному эксперименту. Он вдувал в огонь пар, вследствие чего уголь и зола разбрасывались. Он был из тех, кто высказывал сомнение по поводу всеобщего затопления суши во время Всемирного потопа. К такому же выводу пришел ректор Парижского университета Жан Буридан.

Под влиянием Аристотеля и арабов написана книга Ристоро д'Ареццо «Образование мира» (середина XIII в.). Основной причиной горообразования он считал космическую (влияние звезд), а второстепенными – действие текучей воды и аккумуляцию морскими волнами. Д’Ареццо описывал последовательность свит пород, копал шурфы, обнаруживая гальку и органические остатки, на основании чего и делал вывод.

Близкими к взглядам д'Ареццо являются представления Данте Алигьери (1320 г. н.э.) в трактате «Вода и Земля». Он отрицает распространенное мнение о том, что уровень океана ранее был выше суши. Считая бога «первотолчком» он ищет реальную силу, которая выполнила приказ бога «да будет суша». Эта сила, по его мнению, в космосе.

Причины образования металлов и руд в средние века трактовались химией того времени – алхимией. Существовало мнение о возникновении их под воздействием планет, вообще космических влияний и лучей Солнца в частности. Таких идей, восходящих к Аристотелю, придерживались Фома Аквинский, Р. Бэкон.

Средние века и ранее Возрождение для геологии по характеру знаний, соотношение фактов и обобщений являются продолжением античности. Однако можно говорить об известном относительном суждении предмета исследования в условной «геологии». С зарождением идей христианства исследования приняли узко практический характер. Развивалось горное дело, накапливался опыт. Классическая древность оставила геологии немало наблюдений и большой круг идей, роль которых оценивалась по-разному.

Наука в рассматриваемый этап была крайне слабо дифференцирована. В цикле наук о Земле начала зарождаться лишь география, включающая конгломерат разных, иногда фантастических явлений. Рано зародилась также условные «минералогия» и динамическая геология, включающая и «сейсмологию». Основой знания были наблюдения, однако эта база была явно недостаточной. Общие выводы часто являлись примитивным приложением единичных наблюдений к широкой области явлений. Человек наблюдал факты, иногда несовершенно и поверхностно, и не только «делал», сколько «видел» выводы их этих фактов. Поэтому классическую древность можно условно считать в целом эпохой «живого созерцания».

Сказанное о характере наблюдений древних не противоречит тому, что они часто были точны и лежали в основе идей, иногда лишь кажущихся оторванными от фактов. Долгое время, например, считалось басней утверждение Аристотеля о зимней спячке птиц. Лишь недавно это редкое явление было установлено. Таким образом, основа пранауки - опыт. Геологии как таковой еще не было. Если идея изменчивости и широко прилагалась к геологическим знаниям, то представления о «геологическом прошлом», не существовало.

Итак, в рассматриваемый период уже были разграничены области эндогенных и экзогенных явлений, значительное развитие получила минералогия, тесно связанная с практикой. Однако, в геологии еще нет методологии.

 


Раздел 6. Период Возрождения (XV - XVII до середины XVIII в.).

Эпоху Возрождения можно назвать эпохой зарождения современных наук и искусств. С ней связаны великие географические открытия, столь важные для наук о Земле. В области геологии в первую очередь развивались минералогия и учение о полезных ископаемых – в составе горного дела.

Наибольший расцвет Возрождения падает на конец 15- начало 16 века. В эту эпоху жил Леонардо да Винчи. Его научное наследие сохранилось не полностью. Рукописи, касающиеся геологии, были опубликованы лишь в 19 веке. Он вел большие инженерные работы, и его интересы в области геологии в известной мере определялись работами по гидротехнике. Поэтому характеристика деятельности вод в его записях преобладает. Леонардо дает правильное объяснение окаменелостям, но отвергает идею всемирного потопа. Движения суши Леонардо приписывает перемещениям воды из одного полушария в другое с изменением центра тяжести Земли – мысль, которая встречается в науке вплоть до 19 века. Рельеф поверхности Земли по Леонардо, – результат размывания морской водой, стекающей с поднимающейся суши. Интересно его мнение о том, что соленость моря происходит от приноса водой растворимых солей. Соль возвращается земле при высыхании морской воды и поднятии суши.

Бернард Палисси «О водах и источниках» (первый гидрогеологический труд) в котором утверждал, что источники в конечном счете питаются дождевыми водами, просачивающимися в почву. В сочинении, посвященном ископаемым органическим останкам Палисси высказывает мысль об их органическом происхождении, но и указывает, что среди ископаемых организмов встречаются остатки исчезнувших видов, в т.ч. похожих на тропические.

Крупнейшей фигурой в геологии 16 в. был Георг Бауэр( Агрикола.) Его интересовали горное дело, металлургия и минералогия, которую для той эпохи следует определить как учение о земном неживом веществе. Агриколе принадлежит классификация веществ. Ее достоинствами являются детальность и деление «минеральных тел» на «горные породы» и «подземные неживые тела» (минералы). Среди последних, правда, он недостаточно четко выделял простые, а также составные и смешанные. Среди минералов выделяются соли, драгоценные камни и металлы. Горные породы разделяются по цвету, твердости и другим физическим свойствам. Эта дифференциация объекта исследования была существенным методологическим шагом вперед. Вода и воздух последовательно относились Агриколой к минеральным телам. Идеи Агриколы, касающиеся генезиса геологических образований, которые он принимает или выдвигает, полностью связаны с наблюдением над современными явлениями. Горы образуются деятельностью воды, ветра, землетрясений и вулканических извержений. Перове место он отводит эрозии, образующей, в частности, долины. Горы разрушают те же факторы, а также огонь. Подземный огонь и вулканизм – результат горения битума и серы. Воду Агрикола различал атмосферную и глубинную (горячие источники), «чистую» и минерализованную. В его работах хорошо видно рождение теории из горной практики.

В 1577 г. П. Мартином было выдвинуто представление о «золотом дереве» якобы растущем из центра Земли. Его ветви – жилы с золотом. Возникла мысль и о семенах металлов металлических минералов, растущих из Земли.

К 1600 г. относится сводка У. Гильберта по земному магнетизму; в ней ядро Земли впервые рассматривается как огромный магнит, которым является ядро, окруженное корой. В этом труде появляется зародыш учения о геомагнетизме и представлении об оболочечном строении Земли.

Таким образом, среди ученых Эпохи Возрождения можно выделить Леонардо да Винчи и Агриколу. Их идеи отражают науку эпохи и связаны с зародившимся давно методом актуализма. В этот этап возникла минералогия как наука о земном веществе. Термин «минералогия» появился у Цезия из Модены в 1636 году.

В XIII в. происходит революция в мореходном искусстве: создаются парусные суда (каравеллы), используется компас, создаются морские карты (портоланы или компасные карты, где градусную сетку заменили компасные румбы). Центром торговли между Западом и Востоком становятся города-республики Венеция и Генуя. Законы Монгольской империи позволяли европейским купцам проникать в Центральную и Восточную Азию. Так, венецианский купец Марко Поло с 1271 по 1295 гг. совершил путешествие по Китаю и посетил Индию, Цейлон, Бирму, Аравию. Он написал книгу «О разнообразии мира» или как ее обычно называют «Книга Марко Поло», которая вошла в золотой фонд мировой литературы и была одной из первых печатных книг Европы.

Картографы, создавая карты, наносили на них все названия, которые они где-нибудь слышали. При этом нередко искажались названия одного и того же объекта (например, Мадагаскара). Путешественники, торговцы, дипломаты и миссионеры мало внимания уделяли географическим фактам. Их больше интересовали нравы и обычаи народов. Популярностью пользовались описания вымышленные, полные легенд и рассказов о чудесах. Интересны были русские «азбуковники» (энциклопедические справочники), в которых содержались обширные сведения о разных странах и городах. В общем XIII и XIV вв. дали очень мало нового в географии. Не было и новых идей.

История XV в. характеризуется появлением торгово-промышленной буржуазии и формированием крупных централизованных государств. Следствием развития товарно-денежных отношений был большой интерес к золоту, которое непрерывно утекало из Европы на Восток для покупки пряностей и щелка. Торговля шла через посредников - арабов. Однако с усилением Османской империи эти торговые пути оказались прерваны, что послужило основным толчком для поиска новых путей к стране пряностей - Индии.

Великим географическим открытиям предшествовал ряд обстоятельств, связанных с книгопечатанием и распространением страноведческих описаний, в которых содержались сведения о странах Востока, богатых золотом, драгоценными камнями и пряностями. Они формировали мощный социальный мотив к поиску богатств, удовлетворяя любопытство и становясь руководством для многих путешественников, авантюристов и мечтателей. Появляется и достоверный картографический материал, обеспечивающий предсказуемость путешествий.

Центром географической мысли этого времени была Венеция. Она стала «высшей школой географических и исторических наук» (Риттер, 1864, с.185). В библиотеках города были собраны многочисленные рукописи античных, персидских и арабских авторов. На латинский язык переводились труды античных географов. Составлялись сборники путешествий и лоций. Все это способствовало возрождению географических концепций античности и освобождению научной мысли от церковных догм.

Попытку достичь Индии «своим путем» предпринимают испанцы в конце XV в. Это было первое плавание Христофора Колумба (1492г.), когда он открывает острова Карибского моря (Багамские, Кубу, Эспаньолу) и ошибочно называет их Вест-Индией. Плавание Колумба считается началом ВГО. Во время третьего (1498г.) и четвертого (1502-1504г.г.) плаваний Колумб открывает северное побережье Ю.Америки от о.Тринидад и устья Ориноко до Дарьенского залива. П.Кабрал достигает берегов Бразилии, которую называет о.Санта-Крус.

Морской путь в Индию был открыт португальцами, когда Васко да Гама обогнул м.Доброй Надежды и в 1498г. достиг желанной цели. Вся торговля пряностями оказалась в руках португальцев. Французы и англичане (например, Д. Кабот) пытались попасть в Индию северо-западным проходом, но достигли только берегов С.Америки в районе Лабрадора.

Для поиска новых путей в Индию в 1519 г. была направлена испанская эскадра из 5 Кораблей Фернана Магеллана. Через пролив, носящий ныне его имя, он обогнул Ю.Америку и вышел в Тихий океан. После четырехмесячного плавания Магеллан достиг Филиппинских островов, где и погиб в стычке с местными жителями. Первое кругосветное плавание было завершено в 1522г.

В эпоху ВГО появляется хорошее картографическое обеспечение. Были созданы специальные картографические учреждения и их продукция пользовалась большим спросом. Во второй половине XVI в. центром картографии становится Антверпен со своей знаменитой фламандской школой, прославившейся именами А.Ортелия и Г.Меркатора. Первый прославился изданием собрания карт, включивших 70 наименований и получивших название «Театрум». Второй разработал математические основы картографии. Меркатором была создана карта мира в двойной сердцевидной проекции, где название материка Америка было распространено на оба материка Нового Света. До этого Америкой чаще всего называли район Бразилии. В 1569г. он создает карту мира на 18 листах в цилиндрической проекции, а в 1570г. - свой «Атлас», который был издан в 1595г. его сыном под названием «Атлас, или Картографические соображения о сотворении мира и вид сотворенного».

ВГО продолжались в конце XVI и начале XVII вв. Френсис Дрейк совершает второе после Магеллана кругосветное плавание (1577-1580 г.г.). Абель Тасман в 1642-1643гг. обошел с юга Австралию и открыл Тасманию и Новую Зеландию. К этому же времени относятся и первые топографические съемки. Так, Ф.Апиан провел съемку Баварии, а Секстон - Англии и Уэльса. При составлении карт пользовались большим числом картографических проекций, в том числе знаменитой цилиндрической проекцией Меркатора. На его картах можно было уже различить современные контуры материков.

Крупные открытия были сделаны русскими землепроходцами на востоке Азии. После разгрома Ермаком хана Кучума началось быстрое продвижение казаков к рекам Лене и Вилюю. Иван Москвитин вышел к берегам Тихого океана. Василий Поярков по Амуру спустился до его устья. Федот Попов и Семен Дежнев в 1648г. обогнули Чукотку и открыли пролив, отделяющий Азию и Америку.

Обобщающих географических работ, объясняющих многие природные явления (пояса штилей, пассатов, муссонов, морские течения), которые уже стали известны путешественникам, не было. Никто не пытался свести в единую систему вновь полученные сведения. Правильному истолкованию явлений мешали религиозные догмы. Так, Х.Колумб, открыв устье Ориноко, полагал, что эта дорога в «земной рай». Лишь Б.Кеккерман в своей книге «География», изданной в Ганновере в 1617г. возрождает идеи Аристотеля о земноводном шаре, включая в его состав землю и воду. Он заменяет триаду Птоломея (география - количество, топография - карта, хорография - описание) на «общую» и «специальную» географию

В то же время ВГО расширили границы известной европейцам части нашей планеты. Они способствовали:

— развитию картографии, формированию современной карты мира, где были показаны материки и океаны, издательству карт, которое стало возможно благодаря распространению книгопечатания и гравирования на меди. К сожалению большинство карт издавалось в виде приложения к «Географии» Птоломея, что создавало немало противоречий. Мартин Бехайм из Нюрнберга изготовил первый дошедший до нас глобус, а Г.Меркатор подготовил свой «Атлас»;

— освещению в литературе географических открытий. Были опубликованы письма и дневники Х.Колумба, А.Веспуччи, Пигафетты (участника первого кругосветного плавания) и др. Педро Мартир составил первую летопись истории открытий. В 1507г. лотарингский географ М. Вальдзеемюллер под впечатлением писем А. Веспуччи предложил называть Новый свет Америкой. Позже литература плаваний и путешествий издается многотомными собраниями сочинений (Дж. Рамусио, Р.Хаклюйт);

— появлению первых страноведческо-статистических описаний. Например, книги флорентийского купца Л. Гвиччардини «Описание Нидерландов», где описывается природа, население, хозяйство и города;

— развитию идей математической географии, что было связано с сильным влиянием античной географии. Наиболее известны труды М. Вальдзеемюллера «Введение в космографию» и П. Апиана «Космография», в которых основное внимание уделялось навигации, а не географическим описаниям. Они продолжали традиции землеведческого направления античных авторов о месте Земли во вселенной и особенностях ее устройства, а также суммировались знания по астрономии, физике и географии;

— появлению учебных заведений, называемых добровольными «академиями» (Флоренция, Болонья, Неаполь), где читались лекции по математике, механике, астрономии;