Модуль 1. История и методология Наук о Земле как самостоятельная дисциплина

Учебно-тематический план

Краткое наименование темы Вид (форма) работы студентов в ед. трудоемкости (кредит/час)
  Аудиторная Самостоятельная
  Модуль 1. История и методология Наук о Земле как самостоятельная дисциплина    
1. Раздел 1. История и методология Наук о Земле как самостоятельная дисциплина, ее объект и предмет, цели, задачи и методы исследования  
2. Раздел 2. Место геологии и географии в системе естественных наук.  
3. Раздел 3. Основы периодизации истории Наук о Земле.  
  Модуль 2. Донаучный этап развития геологии и географии    
4. Раздел 4. Античный период развития Наук о Земле  
5. Раздел 5. Схоластический период развития наук о Земле (V-XV в. в Западной Европе, VII - XVII в. в других странах).  
6. Раздел 6. Период Возрождения (XV - XVII до середины XVIII в.).  
  Модуль 3. . Научный этап развития геологии и географии    
7. Раздел 7. Переходный период развития наук о Земле (вторая половина XVIII в.)  
8. Раздел 8.Становление научных основ в геологии и географии (первая половина XIX в.).    
9. Раздел 9.Классический период развития наук о Земле (вторая половина XIX в.).  
10. Раздел 10."Критический" период развития наук о Земле (10-е - 50-е годы XX в.).  
11. Раздел 11.Новейший период развития геологии и географии (60-е - 90-е годы XX века).  
  Модуль 4. Общие вопросы методологии Наук о Земле    
12. Раздел 12.Особенности науки. Процессы дифференциации и интеграции наук о Земле  
13. Раздел 13. Принципы построения научного исследования  
14. Раздел 14. Основные методы в географических и геологических исследований  

 


Раздел 1.История и методология Наук о Земле как самостоятельная дисциплина, ее объект и предмет, цели, задачи и методы исследования

Термин «методология» обозначает теорию целенаправленной познавательной деятельности, или теорию рациональных и эффективных исследовательских процессов. Другими словами – это наука об основных принципах и методах познания. Второе значение термина – учение о системе методов науки.

Задачей методологических исследований в рамках конкретной естественнонаучной области, такой как геология и география, является формулировка утверждений, определяющих оптимальные способы достижения целей этой науки. Решение указанной задачи может быть найдено путем анализа, как целей науки, так и специфики ее объектов, состояния знаний, возможностей технических средств познания.

В настоящее время существует много определений понятия «наука», отражающих разные ее стороны. Наука – это развивающаяся система и процесс накопления обществом знаний о закономерностях развития различных форм движения материи и свойствах образуемых ею структур.

По способу получения научные исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Теоретические исследования направлены на создание теоретических моделей явлений, которые отражают объективные связи окружающего мира. Эмпирические исследования включают в себя все формы познавательной деятельности, осуществляемой с помощью наблюдений и экспериментов в целях получения новых знаний об изучаемом объекте.

По области использования научные исследования делятся на фундаментальные и прикладные. Последние в свою очередь подразделяются на собственно фундаментальные, цель которых – открытие основополагающих законов природы и целенаправленные ф.и., ориентированные на конкретные изыскания и разработки новых способов и средств познания объектов и явлений.

Прикладные исследования направлены на непосредственное создание новых технических средств, технологий, предметов потребления, имеющих конкретное практическое применение в различных областях науки и техники. Эти исследования базируются на результатах фундаментальных исследований, т..е уже известных законах.

Изучение истории науки показывает всю сложность проблемы приоритета. Так, например, в работах, посвященных утверждению какого-либо закона, принципа или идеи, как правило, ссылаются на предшественников, однако, нередко эти упоминания являются лишь данью вежливости. Следует учитывать, что чем глубже изучается история научной проблемы, тем обычно все более расплывчатой становится фигура «основоположника».

Как правило, в истории становления научной гипотезы, метода, закона, теории различают следующие стадии:

1. Высказывания, мысли в направлении рассматриваемого метода или каких-либо его сторон. Часто это имеет место попутно с рассмотрением другого вопроса. Автор высказывания нередко еще не отдает себе ясного отчета о значимости и перспективности высказанного. Четких развернутых формулировок и логических фактических обоснований обычно не приводится.

2. Идея, четко сформулированная, иногда на основании логических умозаключений или фактических доказательств, но еще недостаточно обоснованная или развитая. Она не может лежать в основе системы взглядов автора или же органически в нее входит. В ряде случаев автор также недооценивает важность идеи.

3. Разработка и формулировка гипотезы с тем или иным, пусть иногда еще недостаточным обоснованием. Соответствующие выводы. Нередко гипотеза еще не получает широкого признания или влияния на современников. Следует считать этот этап важнейшим; последующие относят к истории гипотезы.

4. Внедрение гипотезы в литературу и научную практику, сопровождающееся обычно ее доработкой и уточнением. В этом случае гипотеза часто получает имя исследователя, завоевавшего признание.

5. Развитие и видоизменение гипотезы, приспособление ее к новой структуре науки, превращение в теорию. Этот этап может иметь ряд фаз. К нему же следует относить разрушение гипотезы, хотя в науке обычно ничто не отмирает полностью. Какой-либо из аспектов гипотезы, как правило, сохраняется и развивается, иногда в составе новой гипотезы или теории. Это называется принципом соответствия, действительным для всех наук.


Раздел 2. Место геологии и географии в системе естественных наук

Обширная группа дисциплин, именуемая как геологические науки, подразделяется по-разному. Распространено деление на три части:

Ø Собственно геологические дисциплины – минералогия, петрология, литология, стратиграфия, тектоника, гидрогеология и др.;

Ø Геофизические дисциплины – сейсмология, магнитология, гравиметрия, геотермия и др.;

Ø Геохимия, которая в свою очередь подразделяется на неорганическую, органическую, изотопную и др.

Названные дисциплины призваны исследовать недра планеты, процессы в ней происходящие, а также явления, происходящие на поверхности.

Становление человека началось с изготовление каменных орудий. Горно-добывающая промышленность и переработка ее продуктов была, очевидно, первой отраслью производства, которая уже в неолите приобрела общественный характер. Именно минеральные ресурсы обусловили дальнейший прогресс общества, не говоря уж о революционизирующей роли открытия железа. С давних пор использовались поверхностные и подземные воды. Окаменелые органические остатки также давно привлекали внимание человека. В древних могильниках найдены ископаемые раковины, служащие как для украшений, так и для ритуальных целей. Все это свидетельствует о давнем накоплении эмпирических геологических знаний. Человек начал расходовать минеральные ресурсы и преобразовывать рельеф земной поверхности.

В каждой научной дисциплине, согласно взглядам Вернадского В.И., выделяются четыре основных компонента: объект науки, предмет науки, научные методы и накопление знаний.

Объект в философской энциклопедии определяется как некий фрагмент объективной реальности, на который направлена практическая и познавательная деятельность человека. История наук о Земле свидетельствует, что первоначально объектом этих наук был минерал; позже в 19 веке осадочная оболочка планеты; в 20 в. в связи с развитием геофизических методов объектом становится вся Земля; с наступлением космической эры объектом большинства наук о Земле становятся все планеты Солнечной системы, а также спутники планет.

Под предметом исследования понимается та сторона объекта, которая изучается данной наукой. Ни одна естественная наука не в состоянии охватить все стороны такого сложного природного тела, каким является наша планета. Познание окружающего ставит перед наукой новые задачи.

Научные методы. В других естественных науках (физики, химии) методы исследования являются частью накапливаемого знания – эти методы родились внутри научных дисциплин и призваны исследовать то или иное свойство материи. В науках о Земле ситуация иная: Земля – это сложное физическое и химическое тело. Для его изучения в большинстве своем используются физические, химические и технические методы и средства, адаптированные к исследованию особенностей планетного тела. Собственно геологических методов мало, но основные методы исследования в геологии мы рассмотрим ниже.

Знание. Его слагают основания, законы, теории, банк данных и характерные для естественных наук эмпирические обобщения и гипотезы.

Основания – это положения, принимаемые за основу при логическом построении данной науки. Это могут быть как достижения данной науки, так и других дисциплин, составляющих фундамент науки, то, от чего отталкивается исследователь, добывая новое знание.

Научные законы включают в себя объективно существующие законы природы, действующие независимо от субъекта в том случае, если они еще не открыты, и научные законы, открытые человеком, представляющие известную нам часть законов природы. Научный процесс – это механизм распознавания законов природы и перевод их в законы науки.

Теория является важнейшим элементом знания для всех наук. Она дает целостное знание о предмете, вскрывает его закономерности, чего нельзя достичь в других формах обобщения знания.

Эмпирические обобщения – фундаментальные законы знания. Он создаются на базе значительного эмпирического материала, являются главным результатом многих географических и геологических наук, нередко выполняют функцию научной теории.

Банк научных данных – это первичный фактический материал.