III. План субсчетов бух. учета.

II. Классификация счетов по назначению и структуре.

 

 

Счета бух. учета по назначению и структуре делятся на 5 групп:

1. Основные счета.

2. Регулирующие счета.

3. Распределительные счета.

4. Калькуляционные счета.

5. Сопоставляющие счета.

 

1. Основные счета. Они применяются для учета имущества предприятия и источников их образования. Основными их называют потому, что они составляют основу хозяйственной деятельности предприятия, и остатки по этим счетам заносятся в баланс. Основные счета содержат 3 группы счетов:

1) Активные;

2) Пассивные;

3) Активно-пассивные.

Активными называются счета, которые применяются для учета имущества предприятия. На них в дебете показывается сальдо и всеувеличение, а в кредите показывается всеуменьшение.

Схема активного счета:

Д № К
Сальдо:  
+ увеличение - уменьшение
оборот оборот
Сальдо:  

 

Пассивными называются счета, на которых учитываются источники образования имущества. На пассивных счетах на кредите показывается всеувеличение и сальдо, на дебете – всеуменьшение.

Схема пассивного счета:

Д № К
  Сальдо:
- уменьшение + увеличение
оборот оборот
  Сальдо:

 

Активно-пассивные счета применяются для расчетов с разными предприятиями, организациями и лицами по таким операциям, в результате которых попеременно возникает то дебеторская задолженность, то кредиторская задолженность. К этим счетам относятся:

75 – расчеты с учредителями (активно-пассивный);

76 – расчеты с дебеторами и кредиторами (активно-пассивный).

Эти счета одновременно могут иметь 2 сальдо: дебетовое и кредитовое. Дебетовое показывает сумму дебеторской задолженности, а кредитовое – сумму кредиторской задолженности. Такое сальдо называется развернутым, т.к. в балансе она показывается развернуто, т.е. дебетовое – в активе, а кредитовое – в его пассиве. Определяют развернутое сальдо по этим счетам по данным аналитического учета. Аналитический учет ведется по счету 76 по каждому дебетору, кредитору или учредителю (75 счет).

2. Регулирующие счета применяются для уточнения оценки имущества и источников. К ним относятся счета:

02 – амортизация основных средств;

05 – амортизация нематериальных активов.

Самостоятельного значения регулирующие счета не имеют. Они ведутся дополнительно к основным счетам, а поэтому каждый регулирующий счет рассматривается вместе с тем основным счетом, который он регулирует. Например, сч. 02 – пассивный – регулирует сч. 01 – активный. Основные средства на сч. 01 учитываются по первоначальной стоимости, амортизация основных средств учитывается на сч. 02. Для того чтобы определить на любой момент остаточную стоимость основных средств, т. е. стоимость за минусом износа, необходимо из дебетового сальдо по сч. 01 вычесть кредитовое сальдо по сч. 02.

Регулирующие счета делятся на:

± Контрарные;

± Дополнительные.

3. Распределительные счета применяются для учета хозяйственных процессов, они делятся на 2 группы:

1) Собирательно-распределительные счета;

2) Бюджетно-распределительные счета.

Собирательно-распределительные счета применяются для учета таких расходов, которые требуют предварительного распределения, и поэтому в момент совершения они не могут быть отнесены на соответствующие счета.

Например, сч. 25 (общепроизводственные расходы) и сч. 26 (общехозяйственные расходы) – активные, по дебету собираются все расходы, по кредиту эти расходы списываются. Сальдо эти счета не имеют. В конце каждого месяца счета закрываются сч. 20 следующей проводкой:

Д 20, К 25, К 26.

Сч. 44 (расходы на продажу) – активный. На дебет собираются доходы, связанные с отгрузкой, погрузкой, транспортировкой. На кредит эти расходы списываются. Сальдо у этого счета дебетовое, оно показывает себестоимость коммерческих расходов отгруженной, но нереализованной продукции. На сумму коммерческих расходов, относящихся к реализованной продукции, сч.44 закрывается сч. 90. Проводка:

Д 90, К 44.

Бюджетно-распределительные счета распределяют доходы и расходы по смежным отчетным периодам. К ним относятся:

96 – резервы предстоящих расходов (пассивный);

97 – расходы будущих периодов (активный);

98 – доходы будущих периодов (пассивный).

4. Калькуляционные счета используются для исчисления себестоимости. К ним относятся:

08 – вложения во внеоборотные активы (активный);

20 – незавершенное производство (активный);

23 –вспомогательные производства (активный).

5. Сопоставляющие счета используются для учета финансового результата путем сопоставления дебетового и кредитового оборота:

90 – продажи (активный);

91 – прочие доходы и расходы (активно-пассивный).

 

 

 

План счетов был утвержден Приказом Министерства РФ от 31.09.91 г. № 94-н. Этим указом

 

Забалансовые счета применяются для учета имущества, не принадлежащего данному государству. Например, сч. 001 – арендованные основные средства. Особенность этих счетов состоит в том, что они составляют трехзначную шифровку и в учете с ними применяется простой (не двойной) способ записи. Например, взяты в аренду основные средства на сумму 1000

Д 001.

 

 

Раздел 5. «Документация и инвентаризация. Их место и роль в бухгалтерском учете».

Лекция 1. «Документация, ее сущность и значение»

Вопросы лекции:

  1. Документация, ее сущность и значение.
  2. Классификация документов.
  3. Реквизиты.
  4. Требования, предъявляемые к составлению документов.
  5. Формы документов.
  6. Проверка и обработка документов.
  7. Документооборот и его организация.
  8. Хранение документов. Исправление ошибок в бухгалтерских документах.

9.Инвентаризация, ее виды и значения. Порядок проведение инвентаризации.

 

1.Бухгалтерский учет является строго документальным, каждая хоз. операция в момент ее совершения оформляется в документах. Бухгалтерский документ представляет собой письменное доказательство совершения хоз. операции, а также право на ее совершение.

Документы имеют большое значение, как и в учете, так и в хоз. деятельности предприятия. Оно состоит в следующем:

  1. Документы являются первым этапом учета и основанием для записи хоз. операций по счетам. От качества документов зависит качество учета.
  2. На основании документов осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за целесообразностью и законностью хоз. операций.

 

Предварительный контроль – осуществляется руководящими работниками предприятия при подписание документов.

Текущий контроль – его осуществляют работники бухгалтерии при обработке документов. Обрабатывая документы, бухгалтер проверяет, правильно ли они составлены и законны ли отраженные в них операции.

Последующий контроль – проводится вышестоящей организацией проверяющими документационных ревизий. Тщательно проверяя документы, выявляют незаконные действия, злоупотребления и др. недостатки в работе предприятия.

3) При помощи документов осуществляется контроль за работой материально ответственных лиц. Документы позволяют скрывать случаи хищения собственности и злоупотребления.

4) Документы используются так же для анализа деятельности предприятия только на основании первичных документов можно скрыть причины, мешающие успешной работе предприятия.

5) Документы имеют важное юридическое значение, современно и правильно составленные документы имеют доказательную силу, поэтому используются в судейских органах при рассмотрении в спорах между предпринимателями, организациями, лицами.