Заемные
Собственные
Источники образования имущества подразделяются на собственные и заемные.
1.1.Уставный капитал
1.2.Добавочный капитал
1.3.Резервный капитал
1.4.Прибыль
1.5.Финансирование
2.1.Кредиты банка
2.2.Займы
2.3.Кредиторская задолженность
Уставный капитал –образуется за счет вкладов учредителей и представляет собой сумму основных и оборотных средств, образующихся у предприятия в момент создания. Размер уставного капитала оговаривается в уставе предприятия.
Добавочный капитал – образуется на предприятии за счет переоценки основных средств, за счет разницы между номинальной и реальной стоимость акций.
Резервный капитал –образуется за счет отчислений от прибыли для покрытия в будущем непредвидимых расходов.
Кроме резервного капитала на предприятии создаются 2 резерва:
- резерв предстоящих расходов и платежей (создается за счет затрат на производство и используется для погашения затрат по ремонту основных средств и оплате отпусков рабочим)
- резерв по сомнительным долгам (создается за счет прибыли предприятия для покрытия в дальнейшем безнадежной дебиторской задолженности)
Прибыль –конечный финансовый результат деятельности предприятия. Она определяется как разница между выручкой от реализации продукции и полной себестоимостью данной продукции (доходы-расходы)
Финансирование –выделение средств из государственного бюджета. Государственное финансирование приравнивается к собственным.
Кредиты банка бывают:- краткосрочные (до 1 года);- долгосрочные (более 1 года)
Кредиты выдаются банками на условиях:- возвратности,- платности,- срочности,обеспеченности
Кредиты носят целевой характер
Займы –предоставляются различными юридическими и физическими лицами, кроме банков, на договорных условиях.
Кредиторская задолженность –задолженность данного предприятия другим предприятиям, организациям и лицам.
4 Методом бухгалтерского учета называется совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется ведением бухгалтерского учета.
Всего применяется 8 элементов метода бухгалтерского учета
Ø Документация (она состоит в том, что каждая хозяйственная операция должна быть отражена в документе)
Ø Инвентаризация (состоит в проверке фактического наличия имущества предприятия и выявления разницы между фактическими учетными данными)
Ø Оценка (перевод натуральных и трудовых показателей в денежные, путем умножения количества на цену)
Ø Калькуляция (подсчет всех затрат на производство продукции и определение себестоимости единицы продукции)
Ø Счет (счета применяются в бух. учете для текущего учета и группировки хозяйственных средств, источников и процессов)
Ø Двойная запись (способ отражения хозяйственных операций на счетах бух. учета)
Ø Бухгалтерский баланс (способ обобщенного отражения в денежной оценке на определенный момент показателей об имуществе и источниках его образования)
Ø Отчетность (система взаимоувязанных итоговых показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия; по внешнему виду отчетность представляет собой ряд таблиц и форм)
На практике бух. учет осуществляется в следующей последовательности:
1. хозяйственные операции регистрируют в документах
2. производится оценка хозяйственных операций
3. производится двойная запись хозяйственных операций по счетам
4. по данным счетов составляется калькуляция, баланс, отчетность.
Раздел 2 «Бухгалтерский баланс, его строение и место в бухгалтерской отчетности».
Лекции 1 «Бухгалтерский учет».
Вопросы лекции:
- Бухгалтерский баланс.
- Виды изменений в балансе (типы балансовых изменений)
1 Бухгалтерский баланс –важнейший завершающий элемент метода бух. учета.
Он является одной из главных форм отчетности.
Особенности баланса:
1.Баланс – таблица, которая состоит из двух частей (левая – актив, правая – пассив). В активе отражаются показатели, характеризующие имущество предприятия по видам. В пассиве отражаются источники образования этого имущества. Отдельный вид имущества в активе и источников в пассиве называется статьей баланса.
1. Имущество и источники в балансе отражены в сгруппированном виде в соответствии с классификацией.
2. Имущество и источники в балансе отражены в денежной оценке.
3. Итог актива баланса должен быть равен итогу пассива баланса, т.к. и в активе и в пассиве отражено одно и тоже имущество, только по-разному сгруппировано.
Итог баланса – валюта.
Бухгалтерский баланс –способ обобщенного отражения в денежной оценке, на определенный момент (определенную дату), имущества предприятия и источников его образования.
2Все хозяйственные операции по отношению к балансу делятся на 4 типа. Т.е. вызывают в балансе 4 вида изменений:
операции 1 видавызывают изменения в активе баланса, при этом 1 вид имущества увеличивается, другой – уменьшается на 1 и ту же сумму. Валюта баланса остается неизменной.
операции 2 видавызывают изменения в составе источников образования имущества, в результате 1 вид источников увеличивается, а другой уменьшается на 1 и ту же сумму. Валюта баланса остается неизменной.
операции 3 вида вызывают изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения на 1 и ту же сумму, при этом валюта баланса увеличивается на 1 и ту же сумму и в активе и в пассиве.
операции 4 видавызывают изменения в активе и пассиве баланса на 1 и ту же сумму в сторону уменьшения. При этом уменьшается имущество в активе и источники в пассиве. Валюта баланса также уменьшается на 1 и ту же сумму.
Раздел 3. «Счета бухгалтерского учета, их строение. Двойная запись».
Лекция 1. «Счета бухгалтерского учета»
Вопросы лекции:
1.Счета бухгалтерского учета и их строение.
2. Взаимосвязь счетов с балансом .
3.Двойная запись ,ее сущность и значение.
4Систематические и хронологические записи.
5.Синтетические и аналитические счета.
6.Понятие о субсчетах.
7.Оборотная ведомость по синтетическим счетам.
8.Оборотная ведомость по аналитическим счетам.
I. Счета бухгалтерского учёта и их строение.
Счета в бухгалтерском учёте применяются для группировки текущего учёта и контроля имущества, источников его образования и хозяйственных процессов. Для каждого вида имущества, источников и процессов открывается отдельный счёт, в который записывается сальдо (остаток) и все дальнейшие изменения, вызываемые хозяйственными операциями, то есть увеличение или уменьшение.
По внешнему виду счёт имеет форму таблицы.
Левая часть счёта называется дебетом, а правая кредитом.
Счета делятся на 3 группы:
1. Активные
2. Пассивные.
3. Активно-пассивные.
Активными называются счета, которые применяются для учёта средств предприятия.
Пассивными называются счета, которые применяются для учёта источников образования средств.
В активных счетах на дебете записывается сальдо и все увеличения, а в пассивных, наоборот: на кредите записывается сальдо и увеличения, а на дебете уменьшения.
Счета в бухгалтерском учёте применяются не только для того, чтобы записывать на них хозяйственные операции, но и для того, чтобы на любой момент определить новое конечное сальдо.
Для того, чтобы определить новое конечное сальдо, необходимо подсчитать оборот по дебету и кредиту. Итог записи операций по дебету счёта без начального сальдо называется дебетовым оборотом. Чтобы определить конечное сальдо по активному счёту необходимо к начальному сальдо по дебету прибавить дебетовый оборот и из полученной суммы вычесть кредитовый оборот. Новое конечное сальдо записать на дебете счёта. Чтобы определить конечное сальдо по пассивному счёту надо к начальному сальдо прибавить кредитовый оборот и из полученной суммы вычесть дебетовый оборот. Новое конечное сальдо записать в счёте кредита.