Вопрос 45. Планирование предупредительной деятельности. Виды криминологических планов (программ).

Планирование - заранее намечаемая система мероприятий, предусматривающую определенную последовательность, порядок, сроки исполнения, исполнителей и меры обеспечения намеченных мероприятий, можно сказать, что под криминологическим планированием понимается научно - обоснованное определение целей и задач в сфере борьбы с преступностью, направлений, путей и средств решения этих задач, их нормативного, информационного, организационного, методического, ресурсного обеспечения на определенный период.

Целью планирования предупреждения преступности в настоящее время является закрепление тенденции стабилизации преступности, а также снижения ее уровня в целом по отдельным видам и группам преступлений.

В основе правильного планирования предупредительной деятельности, осуществляемой государством, лежит точная информация относительно преступности и влияющих на нее процессов в динамике и результативности принятых ранее мер предупреждения. Такую информацию позволяют получить мониторинга преступности, смежных явлений и состояния борьбы с нею.

Мониторинг представляет собой совокупность последовательных организационных мероприятий, позволяющих регулярно отслеживать и анализировать динамику преступности, ее фоновых явлений, и состояния борьбы с нею на основе оценки информации, получаемой с мест, которая после соответствующей компьютерной обра­ботки и обобщения должна с определенной периодичностью представляться в центральные органы государственной власти. Криминологическое планирование бывает перспективным и текущим.

Перспективные планы составляются на длительный срок и основаны на долгосрочных криминологических прогнозах. Текущие планы составляются на основе краткосрочных и среднесрочных прогнозов и имеют целями решение промежуточных и стоящих остро задач.

По срокам различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы.

В правоохранительных органах, как правило, составляются квартальные, полугодовые и годовые планы, которые можно отнести к краткосрочным.

К виду планирования можно отнести и такой важный международный документ, как "Межведомственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств" до 2000 года, утвержденная Решением Совета глав государств Содружества 17 мая 1996 год. В этом документе предусматриваются мероприятия по разработке правовой базы сотрудничества, гармонизации национальных законодательств стран - участниц СНГ, организационно - практические мероприятия совместных действий по противодействию организованным формам преступности, меры материально - технического и финансового обеспечения Программы.

По содержанию, целям и масштабу различают комплексно - территориальное, комплексно - отраслевое и функционально - ведомственное криминологическое планирование. Первый вид планирования рассчитан на определенную территорию, второй - на отрасль хозяйствования (например, на транспорт), третий - на определенные ведомства (министерства, комитеты). Функционально - ведомственное криминологическое планирование осуществляют все правоохранительные органы, осуществляющие предупредительные функции.

В последние годы во многих регионах страны разработаны Программы борьбы с преступностью, которые по существу носят характер среднесрочных территоионах страны разработаны Программы борьбы с преступностью, которые по существу носят характер среднесрочных территориально - комплексных планов. Их основной задачей является объединение разрозненных усилий разных субъектов предупреждения преступлений, и направить их в единое русло целенаправленной деятельности.

Составной частью криминологического планирования являются ведомственные планы органов внутренних дел. Порядок их подготовки определен нормативными актами МВД РФ. Эти планы ориентированы на всю совокупность мер, предпринимаемых ОВД по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на обслуживаемой территории.

Хорошее планирование должно соответствовать прогнозируемой структуре преступности и отвечать условиям рационального распределения имеющихся в распоряжении ОВД сил и средств, с тем чтобы в условиях даже сложной криминогенной обстановки доби­ваться хорошего результата практической деятельности по предупреждению преступности.