Благотворительность.

Международные практики КСО.

Благотворительность - адресное оказание безвозмездной помощи (материальной и денежной) нуждающимся лицам и организациям, обеспечение людей благами и услугами за счёт благотворителя.

Благотворительность является наиболее широко распространенной и понятной формой реализации принципов социальной ответственности. Будучи доступной и популярной, благотворительность не только поло­жительно повлияла на КСО, распространяя благотворительные акции в бизнес-среде, но и сыграла злую шутку, сузив понимание КСО до простой необходимости организации благотворительных акций и помощи детским домам. Сегодня сложно найти представителя крупного бизнеса, который не реализовывал бы благотворительные программы. К примеру, в 2012 го­ду, согласно планам, компания «Славнефть» выделит более 300 миллио­нов российских рублей на социальные проекты, из которых 244 миллиона планируется использовать на социальную поддержку своих работников, а более 78 млн - на благотворительные проекты, а именно на укрепление ма­териально-технической базы образовательных, медицинских и прочих со­циальных учреждений, а также на поддержку массового и профессиональ­ного спорта, благотворительных фондов.

Деятельность международных компаний, которые работают, в том чис­ле, и в станах постсоветского пространства, характеризуется целостностью тратегии реализации корпоративных социальных практик. Так, единую благотворительную программу Kraft Cares, нацеленную на улучшение пи­тания и развитие детей и молодёжи, реализует компания «Крафт Фудс Рус». Данная программа является частью стратегии устойчивого развития компании Kraft Foods во всех регионах - ежегодно в рамках Kraft Cares компания выделяет более 80 миллионов долларов США в виде продоволь­ственной и финансовой помощи сотням благотворительных организаций по всему миру.

В России, также ежегодно, из тысячи конкурсных проектов «Крафт Фудс Рус» выбирает наиболее социально-значимые. При этом благотво­рительные действия компании не распространяются на религиозные орга­низации; организации, напрямую связанные с государственными или по­литическими институтами и политическим партиями; исключаются также отдельные лица, в том числе сбор средств на лечение или другие подобные мероприятия.

Ежегодно в рамках Kraft Cares компания Kraft Foods выделяе-тя более 80 миллионов долларов США в виде продовольствен­ной и финансовой помощи сотням благотворительных органи­заций по всему миру.

Активным деятелем в сфере благотворительности является и компания Coca-Cola. Так, к примеру, одним из благотворительных проектов компании в Великобритании является поддержка организации StreetGames - нацио­нальной благотворительной организации, занимающейся продвижением развития спорта, а также идей активного образ жизни среди молодёжи из социально неблагополучных слоёв населения. StreetGames распространяет идеи уличного спорта, доступного для молодёжи из малообеспеченных се­мей, у которых нет финансовой возможности оплачивать посещение раз­личных спортивных секций. Компания Coca-Cola рассчитывает финанси­ровать данную организацию с 2010 до 2013 года.

«Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» реализует ряд федеральных благо­творительных программ и в Российской Федерации. Примером здесь мо­жет служить программа «Галерея сердец», инициированная компанией в 2010 году. Участвуя в проекте «Галерея сердец», компания «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» способствует установлению контактов между потенци­альными усыновителями, меценатами, органами опеки, детскими домами и детьми.

Помимо федеральных программ, «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» реа­лизует большое количество традиционных регулярных благотворительных акций. Примером может служить акция «Новогодний Караван Coca-Cola», в ходе которой в 2010 году получили подарки от компании 300 детей из кри­зисных семей и детей, проходящих адаптацию в новых семьях.

Наиболее масштабным воплощением благотворительной деятельности является активность компаний, которая приводит к созданию отдельного корпоративного благотворительного фонда. Самым ярким примером в дан­ном случае является Детский международный благотворительный фонд «Дом Рональда Макдоналда», который основан в 1984 году компанией «Макдоналдс» для оказания помощи детям с ограниченными возможностя­ми здоровья. В настоящее время фонд действует в 48 странах.

Данный фонд инициировал по всему миру и развитие нового вида бла­готворительности, когда люди в костюме Рональда Макдоналда навещают больных детей в больницах. Существуют также «Дома Рональда Макдонал­да», в которых можно навещать детей с тяжёлыми хроническими заболе­ваниями. В России благотворительный фонд помощи больным и нуждаю­щимся зарегистрирован в 1995 году. За годы его работы собрано более 420 миллионов долларов США, которые пошли на различные виды медицин­ской, психологической и социальной поддержки детям всего мира.

Крупнейшим благотворительным фондом мира является Благотвори­тельный фонд Форда, основанный в 1936 году Эдселом Фордом и двумя главами компании Ford Motor. В качестве основной цели фонд рассматри­вает обеспечение финансирования научных, образовательных и благотво­рительных проектов. Ещё в конце 2006 года бюджет этой организации со­ставил около12 млрд долларов.

Сооснователем Всемирной организации защиты детей является ком­пания «Орифлейм». Эта компания оказывает поддержку самым уязви­мым категориям детей: беспризорникам, детям, подвергшимся сексуаль­ному насилию, и тем, кто содержится в исправительных учреждениях. Со времени основания Организации компания спонсирует различные социальные проекты, направленные на защиту детей в тех странах, где представлена компания «Орифлейм». В настоящее время под особым по­кровительством компании находятся дети из Эстонии, Литвы, Латвии, России и Польши.

Инструментом для реализации благотворительных программ является организация специальных мероприятий - таких как Благотворительный бал на траве, организованный Всемирным фондом дикой природы (WWF) и также поддержанный «Альфа-Банком». На мероприятии 2009 года было собрано более 1.5 млн рублей, которые направлены на проведение ежегод­ного конкурса малых благотворительных грантов, проводимого WWF сре­ди российских заповедных территорий.

Уникальной международной инициативой является благотворительная программа Google Grants, которая с конца 2010 года присутствует в России. Google Grants - это программа, которая позволяет некоммерческим органи­зациям бесплатно размещать рекламу на сайте Google через систему кон­текстной рекламы Google AdWords. Программа запущена компанией Google в 2003 году и сегодня успешно работает уже в 26 странах мира. Программа уникальна ещё и тем, что, являясь благотворительной для внешних стейк-холдеров, для собственного персонала она остаётся волонтёрским проек­том. Это значит, что сотрудники Google обслуживают эту программу в сво­бодное от работы время.

В России Google Grants реализуется благодаря русскоговорящим со­трудникам, которые работают в офисах Google по всему миру. Программа Google Grants предназначена для благотворительных организаций, чья де­ятельность направлена на улучшение жизни общества в таких сферах, как здравоохранение, образование, социальная поддержка взрослого населения и детей, защита окружающей среды, помощь животным, искусство, наука, технологии и т. д. Размер гранта, предоставляемого организациям, состав­ляет 330 долларов в день или почти 10 000 долларов в месяц.

Благотворительность - исторически первая, а на сегодня - наиболее распространённая форма реализации практик корпоративной социальной ответственности. Благотворительность, осуществляемая международны­ми компаниями, в конкретных проектах приобретает формат как разовых акций, так и серийных мероприятий, благотворительного шефства или соз­дания и деятельности благотворительного фонда. Международные практи­ки данной формы КСО отличают системность и масштаб по сравнению с белорусскими аналогами. Большое количество программ, реализуемых, к примеру, международными компаниями в России, имеют статус федераль­ных. В Беларуси также существует республиканская благотворительная программа «Наши дети», однако она работает лишь 1 месяц в году.

Изучение примеров успешных практик, применяемых международными компаниями, позволило сделать вывод об общем высоком уровне развития данной формы КСО. Это выражается как в количестве и масштабе осущест­вляемых компаниями благотворительных акций и программ, так и в бюдже­тах, регулярно направляемых бизнес-сектором на благотворительные нужды.

При изучении социальных отчётов компаний выявлена структурная особенность - отчёт о проведении благотворительных практик и акций приводится компаниями чаще всего в начале документа. Он содержит опи­сание проведённых компаниями благотворительных мероприятий, а также их результат и наглядное фотоподтверждение.

Практики КСО в сфере благотворительности, присущие крупным между­народным компаниям, характеризуются расширением масштаба действий от проведения конкретных акций и программ до создания бизнесом отдель­ных благотворительных организаций и фондов. По утверждению эксперта Льва Амбиндера, благотворительный бюджет США и стран Европы, сфор­мированный добровольно, превышает бюджет Министерства здравоохра­нения. По мнению экспертов, которое совпадает с выводами, сделанными в ходе анализа успешных благотворительных практик, для международного бизнеса благотворительные пожертвования и участие в помощи нуждаю­щимся слоям населения давно стали элементом стратегии развития, а не побочными разовыми мероприятиями.