ТЕМА 9. Личность преступника. Причины и условия совершения конкретного преступления

Литература к теме

Социальные условия и преступность: программа комплексного криминологического исследования / Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности; редкол.: И.И.Карпец [и др.]. – Москва, 1979. – 156 с.

Влияние социальных условий на преступность: сб. науч. ст. / Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности; под ред.И.М.Гальперина [и др.]. – Москва, 1983. – 125 с.

Яковлев, А.М. Теория криминологии и социальная практика / А.М.Яковлев; под ред. В.Н.Кудрявцева. – Москва: Наука, 1985. – 247 с.

О причинах преступного поведения: труды по криминологии / Тартусский государственный университет: редкол.: Я.Гинтер (отв. ред.) [и др.]. – Тарту, 1983. – 80 с.

Лебедев, С.Я. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступность: учеб. пособие / С.Я.Лебедев; Омская высшая школа милиции. – Омск, 1989. – 72 с.

Сидоров, В.В. Социальные противоречия и преступность / В.В.Сидоров. – Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1989. – 89 с.

Номоконов, В.А. Преступное поведение: детерминизм и ответственность / В.А.Намоконов. – Владивосток: Изд. Дальневосточного ун-та, 1989. – 157 с.

Кудрявцев, В.Н. Популярная криминология / В.Н.Кудрявцев. – Москва: Спарк, 1998. – 164 с.

Кудрявцев, В. Н. Преступность и нравы переходного общества / В. Н. Кудрявцев. – М. : Гардарики, 2002. – 237 с.

Преступность, общество, государство : проблемы социогенеза : опыт междисциплинар. теор.-приклад. исслед. / Ю. Е. Аврутин, А. П. Гуляев, В. М. Егоршин [и др.] ; под общ. ред. В. М. Егоршина. – С-Пб. : фонд «Университет», 2002. – 303 с.

Антонян, Ю. М. Почему люди совершают преступления : причины преступности / Ю. М. Антонян. – М. : Камерон, 2006. – 303 с.

ПЛАН

1. Понятие, структура, типология личности преступника

2. Генезис личности преступника

3. Понятие и значение механизма преступного поведения

4. Роль конкретной ситуации в совершении преступления

2 часа

1. Личность преступника – совокупность социально значимых, духовных, морально-волевых, психофизических, интеллектуальных свойств, качеств человека, совершившего преступление вследствие взаимодействия его взглядов, ориентаций с криминогенными факторами внешней среды, включая конкретную жизненную ситуацию. Общественная опасность личности преступника заключается не только в том, что лицо оказалось совершить преступление, но и в том, что оно способно при определённых условиях и впредь поступать таким же образом. Общественная опасность личности преступника определяется характером совершенного преступления; местом, которое занимает преступное поведение в жизни лица; мотивацией преступного поведения во всей системе личностных качеств и поведения лица в целом; соотношением между социально негативными и социально позитивными свойствами человека. Общественная опасность личности преступника формируется до момента совершения преступления. Временные рамки категории «личность преступника» охватывают период с момента совершения преступления, подтвержденного судом, и до отбытия наказания. Изучение преступников на предмет соответствия их этому понятию ведется на индивидуальном, групповом и целостном уровнях.

Криминологическая характеристика личности преступника включает множество социально обусловленных признаков, черт, свойств и связей, в т.ч. и позитивных. Она представляет собой целостную систему взаимосвязанных личностных характеристик, которые в своей совокупности закономерно порождают преступное поведение, проявляются в нем либо помогают понять его причины. В криминологическую характеристику личности преступника входят наиболее специфические общественные качества и признаки лиц, совершивших преступления. Значимое с точки зрения криминологии упорядоченное соотношение этих свойств, характеризующих лиц, совершивших преступление, образует структуру личности преступника, элементы которой могут быть сгруппированы следующим образом.

Социально-типологическая характеристика– совокупность социальных позиций личности, определяющих принадлежность ее к определённой группе. Наиболее полное представление об этих свойствах личности дают ее социально-демографические признаки: пол, возраст, социальное и семейное положение, материальные условия, род занятий, профессия, специальность, гражданство, место жительства и др. Сами по себе социально-типологических признаки не характеризуют лицо как преступника либо законопослушного гражданина. Но будучи связанными с условиями формирования, жизнедеятельности личности, взаимодействуя с её потребностями и мотивацией, с общественными ролями, эти признаки предопределяют социальную обусловленность поведения личности. Знания о социально-демографических свойствах являются существенным компонентом обобщённого представления о личности преступника и в сочетании с другими признаками позволяют выявить определённые связи и зависимости, имеющие значение для разработки и осуществления профилактики преступного поведения.

Нравственно-психологическая характеристика – выражение отношения преступника к обществу в целом, принятым в нем ценностям и нормативно-одобряемым социальным ролям. Здесь речь идет о таких мировоззренческих чертах и свойствах, как интеллект, способности, навыки, привычки, волевые и эмоциональные свойства, установки, интересы, ценностные ориентации, отношение к нормам морали и права, потребности, избираемые способы их удовлетворения. В криминологической литературе к числу наиболее криминогенных качеств личности относят допущение возможности причинения вреда другим людям в трудных жизненных ситуациях; уверенность, что практически все люди поступают несправедливо, поэтому можно иногда позволить и себе подобное поведение; стремление жить сегодняшним днём и не задумываться о будущем; мнение, что каждый настоящий мужчина один раз должен побывать в местах лишения свободы; убеждение в возможности совершения преступления способом, исключающим разоблачение виновного; отсутствие привычки тщательно обдумывать свои поступки и принимать решения; неумение управлять собой в конфликтной и иной экстремальной ситуации.

Социально-ролевая характеристика показывает личность преступника. в реальной деятельности, вытекающей из занимаемых такой личностью определённых жизненных позиций. Она охватывает его трудовую, бытовую, гражданскую и саму преступную деятельность и свидетельствует о социальной роли, которую выполняет лицо в обществе, коллективе, семье, иной группе и об оценке этой роли со стороны самого преступника. Криминологи констатируют, что для преступника по сравнению с законопослушным гражданином характерно менее ответственное отношение к своим социальным ролям в основных общественных институтах: в семье, классе, трудовом, учебном, армейском и другом коллективе; большая степень отчуждённости от законопослушных граждан, входящих в официальные и неформальные сообщества. Часть преступников тяготеет к выполнению негативных социальных ролей, которые получают одобрение только в микросреде антиобщественной направленности, соблюдению преступной этики, воровских “законов”.

Уголовно-правовая характеристика включает в себя такие параметры, как квалификация преступления, направленность посягательства, степень тяжести, форма вины, мотив, цель, одиночный или групповой характер, рецидив, множественность, место и роль совершения преступления и др. Эти признаки свидетельствуют об общественной опасности личности преступника, у которой своеобразным заместителем функции социально полезной деятельности является преступная деятельность.

Криминологическое изучение личности преступника осуществляется главным образом для выявления и оценки тех ее свойств и качеств, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики.

Рассматривая вопрос о соотношении социального и биологического в личности преступника, следует исходить из того, что человек –– биосоциальное существо. Биологическое и социальное выступают в нем во взаимодействии. Биологическое в человеке не отрицается. Оно включается в качестве подчиненного элемента в социальный компонент в преобразованном (социализированном) виде. Биологическое оказывает влияние на поведение человека опосредованно. Биологические факторы могут создавать предрасположенность к тому или иному типу поведения, реагирования на внешние раздражители. Психические и физические аномалии влияют на поведение человека, облегчают, а то и стимулируют действие криминальных личностных ориентаций. Врожденные и приобретенные психические аномалии могут оказывать заметное влияние на усвоение человеком социальных программ. Психические аномалии способствуют формированию криминальной личности. Криминогенность психических аномалий всегда зависит от социальных условий формирования и жизни индивида.

Типология личности преступника и классификация преступников – систематизация черт, свойств и связей личности преступника. Классификация преступников, являясь более низким уровнем обобщения, представляет собой разделение преступников на группы по однородным существенным для данного исследования признакам. В зависимости от его целей в основание классификации преступников могут быть положены любые теоретически обоснованные критерии, связанные с причинами преступного поведения. Она строится на жестких критериях групп, каждая из которых занимает четко зафиксированное место. В уголовной статистике можно встретить следующие классификации преступников: по социально-демографическим признакам – мужчины, женщины в возрасте: 14-15, 16-17, 18-24, 25-29, 30-49 лет, старше 50 лет; по уровню образования – с начальным, общим, средним и средним специальным, высшим и неполным высшим образованием; по признаку социального положения и роду занятий – рабочие, служащие, частные предприниматели, колхозники, учащиеся, пенсионеры; трудоспособные, но не работающие и не учащиеся; безработные; по признакам места жительства и длительности проживания– город, сельская местность; постоянный житель, мигрант, переселенец; по данным и интенсивности преступной деятельности – повторность, рецидив, в группе, в составе преступного сообщества; по данным о состоянии лица в момент совершения преступления – в состоянии аффекта, алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ. Классификация преступников фактически способствует изучению не личности преступника как определенного рода целостности, системы, а контингента лиц, совершивших преступления. С ее помощью может быть установлена статистическая распространенность в соответствующей среде преступников тех или иных криминологически значимых признаков.

Типология личности преступника– выявление и ранжирование наиболее существенных, закономерно присущих только данному типу личности преступника признаков, свойств и связей, которые в своей совокупности и образуют его суть. Обобщая совокупность типичных для определенных групп преступников социальных особенностей, она позволяет фиксировать главное, без чего не может быть личности преступника как данного социального типа. В этом смысле типология личности преступника образует достаточно устойчивую и стабильную систему характерных признаков личности преступника в отличие от классификации, которая подразделяет преступников на группы в соответствии с единичным, индивидуальным признаком. В силу этого классификация преступников обычно предшествует типологии, выводя в теоретическом отношении на более высокий уровень познания.

В зависимости от критериев все известные типологии можно разбить на следующие группы. В первой их них преступников дифференцируют по характеру и степени искажения личностных характеристик, личностно-мотивационным свойствам, проявившимся в совершенном преступлении. По этому критерию выделяют насильственный тип– преступников с негативно-пренебрежительным отношением к человеческой личности и её важнейшим благам (жизни, здоровью, свободе, неприкосновенности, чести, достоинству и пр.), проявляющемся в совершении убийств, причинении тяжких телесных повреждений, похищении человека, изнасилованиях, оскорблении, клевете и других, посягающих на указанный объект преступлениях; корыстный тип– преступников с побуждениями, связанными со стремлением к незаконному обогащению, игнорированию всех видов собственности и прав собственников, а также принципа распределения по труду. В рамках данного типа могут быть выделены подтипы «собственно корыстных», совершающих кражи, грабежи, разбои, вымогательства, мошенничества и др.; «служебно-корыстных», совершающих присвоения, растраты, хищения путём злоупотребления служебными полномочиями, получающих взятки, незаконное вознаграждение и пр.; «корыстно-хозяйственных», совершающих обман потребителей, ложное банкротство, легализацию материальных ценностей, добытых преступным путем и многие иные преступления против порядка осуществления экономической деятельности; индивидуалистически-анархический тип – преступников с указанным отношением к установленным в обществе ценностям, нормам и правилам поведения, проявляющемся в совершении преступлений против порядка управления, правосудия, интересов службы, воинских и других преступлений; легкомысленно-безответственный тип– преступников с означенным отношением к социальным институтам, своим обязанностям, проявляющемся в совершении преступлений по неосторожности.

Исходя из степени выраженности криминогенных искажений личности выделяют два основных типа личности преступника – случайный и криминогенный. Случайный тип преступника объединяет лиц, совершивших преступления впервые, в результате случайного стечения обстоятельств. Этот факт находится в полном противоречии как с общей характеристикой всего предкриминального поведения таких лиц, так и с позитивной направленностью их личности. Криминогенный тип преступника в зависимости от характера взаимодействия личности с социальной средой как во время совершения преступления, так и в период, предшествующий его совершению, подразделяется на три группы. Последовательно криминогенный подтип отличается отсутствием чувства социальной ответственности, использованием психологических механизмов самозащиты, активностью поведения в ситуации совершения преступления, характеризующейся отсутствием повода или условий для его совершения. Тип формируется в микросреде, где нормы права и морали систематически нарушались; преступление вытекает из привычного стиля поведения и обусловливается стойкими антиобщественными взглядами, социальными установками и ориентациями субъекта. Ситуативно-криминогенный подтип отличается ненадлежащим исполнением социальных ролей, нарушением социальных норм, совершением правонарушений непреступного характера. Ближайшее окружение этих лиц, всё предшествующее поведение объективно создают условия для попадания в ситуацию совершения преступления, в значительной мере его и предопределяющей. Поскольку преступники данного типа формируются и действуют в противоречивой среде, у них отмечается наличие разнообразных положительных качеств. В ситуациях совершения преступлений этим подтипом решающее значение принадлежит взаимодействию среды и личности. Ситуативный подтипхарактеризуется незначительной выраженностью безнравственных элементов сознания и поведения, общей положительной направленностью личности, доминированием социально полезных свойств над иными. Криминогенная ситуация, возникшая не по вине лиц данного подтипа, в известной мере для них необычная, ситуация, в которой иные ее участники допускают аморальное или противоправное поведение, имеет для них решающее значение, во многом предопределяя совершение преступления. К данному подтипу относят также лиц, не нашедших в силу незнания других (правомерных и нравственных) способов выхода из конфликтной или проблемной ситуации, склонных при иной жизненной обстановке оправдывать своё и чужое противоправное, а то и преступное поведение.

Типология, исходящая из социальной направленности личности (соотношения позитивной и негативной ее частей), предусматривает следующие типы личности преступника. Профессиональный тип: направленность личности в процессе деформации трансформировалась в негативную. Отличительными признаками таких лиц является антиобщественная установка, правовой нигилизм, следование нормам “воровской” морали, низкая общая культура. Преступникам данного типа присуща внутренняя тяга к систематической преступной деятельности, активность в приспособлении для неё любой обстановки, даже объективно неподходящей. К рассмотренному типу относятся профессиональные преступники, члены преступных сообществ, лица, допускающие опасный или особо опасный рецидив. Привычный тип: структура социальной направленности в значительной степени деформирована, её позитивный компонент выражен слабо. Социально-психологические свойства личности противоречивы, позитивные – неустойчивы. Личность характеризуется низким уровнем правосознания, индифферентным отношением как к моральному, так и к аморальному поведению, к социальным запретам. В отличие от профессионального типа для совершения преступлений лицами данного типа используются преимущественно сложившиеся без их участия благоприятные ситуации, активность в создании криминогенных ситуаций отсутствует. К привычному типу относятся лица, совершающие повторные преступления, в т.ч. допускающие разнородный общий рецидив. Неустойчивый тип: деформация структуры социальной направленности личности наличествует, но не носит значительного или стойкого характера. Отмечается аморальность, правонарушающее поведение. Позитивные и негативные компоненты социальной направленности личности находятся в неустойчивом равновесии. Противоречивость тенденций их динамики делает равновероятным как усиление, так и ослабление криминогенности личности. При совершении преступлений лицами этого типа существенное значение имеет такое объективное внешнее обстоятельство места и времени как повод, субъективная интерпретация которого запускает либо блокирует механизм преступного поведения. Как правило, лица неустойчивого типа совершают умышленные преступления впервые. Небрежный тип: позитивный компонент в структуре социальной направленности преступников данного типа является преобладающим при минимальном негативном. Характерно легкомысленно-небрежное отношение к социальным нормам, регулирующим поведение людей в обществе. Лица данного типа совершают преступления, не представляющие большой общественной опасности, менее тяжкие преступления как умышленно, так и по неосторожности. Случайный тип: социальная направленность личности не деформирована негативным компонентом. Социально-психологические качества положительны, личность отличается устойчивым правосознанием. Преступление совершается исключительно в силу решающей роли криминогенной ситуации высокого уровня сложности, в которой лицо, достигая поставленной цели, не смогло избежать общественно опасных последствий. Как правило, это преступления, совершённые в состоянии аффекта, при нарушении правомерности необходимой обороны, задержания преступника, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения и иных аналогичных обстоятельствах. Приведенные типологии носят условный характер, не каждый преступник однозначно может быть отнесен к тому или иному типу. Возможны и смешанные (переходные) подтипы.

Типология личности преступника и классификация преступников в теоретическом отношении служат предметному и глубокому изучению личности преступников, эмпирически обеспечивают решения проблемы общесоциального и специально-криминологического предупреждения преступлений. С практической точки зрения они являются необходимым условием разработки действенных мер предупреждения преступлений, профилактического воздействия на конкретных субъектов, прогнозирования как видов преступности, так и индивидуального преступного поведения, планирования разрушающего воздействия на преступность.

2. Криминогенные качества преступников являются следствием дефектов социализации, под которой понимается процесс формирования личности посредством освоения ею социальных ролей, усвоения системы нравственно-правовых ценностей общества. Она длится всю жизнь, однако наиболее значимыми является социализация ребенка и подростка (первичная) и социализация в юношеском возрасте (промежуточная). Общая схема процесса деморализации детей, подростков практически одинакова: конфликты с родителями, побеги из дома – трудности, неудачи в школе, прогулы – контакты, сближение с деморализованными сверстниками – совершение преступления.

Важнейшими субъектами социализации являются микросреды из ближайшего окружение личности: семья, школа, референтная группа сверстников.

К дефектам механизмов усвоения нравственно-правовых ценностей в семье относится такое поведение родителей, когда они словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения; словесно и на деле придерживаются общепринятых нравственных норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка (подростка); применяют неправильные методы воспитания. В зависимости от механизма негативного влияния на личность можно выделить такие виды неблагополучных семей, как криминогенная, аморальная, проблемная, псевдоблагополучная.

Многие дефекты семейного воспитания могла бы устранить школа, однако она сама в настоящее время переживает не лучшие времена. В силу ряда объективных причин школа усугубляет процесс негативного нравственного формирования личности. У значительной части детей, чье семейное воспитание было негативным, отсутствует либо слабо выражена социальная роль учащегося. В результате неуспеваемости и постоянной недисциплинированности к таких подростков складываются конфликтные отношения с классом, учителями, родителями. Такое положение приводит к их изоляции в школе, разрыву дружеских, товарищеских отношений. Базисные потребности в общении с одноклассниками, в достижении личного и социального статуса не удовлетворяются. Определенное положение среди одноклассников завоевывается по механизму реактивного образования. Школа, ПТУ перестают быть для подростков основной сферой, где они удовлетворяют потребности в общении и статусные притязания.

В группе сверстников досуговая деятельность правонарушителей доминирует над всеми другими видами. Для правонарушителей характерны связи с лицами, имеющими аналогичные взгляды, ориентации, стереотипы поведения. В своем негативном развитии досуговые подростковые группы проходят ряд этапов. В начале связи подростков в группе неглубоки, случайны. Группы аморфны, признанного вожака нет. Членам группы свойственно негативное отношение к учебе, недисциплинированность, эпизодическое девиантное поведение. Затем группа стабилизируется, численность ее уменьшается, в ней появляется вожак. Негативное отношение к учебе перерастает во враждебное отношение к педагогам, успевающим ученикам, к школе в целом. Члены группы уже регулярно совершают не только аморальные поступки, но и серьезные правонарушения. На завершающем этапе группа начинает жить по своим узкогрупповым нормам, оправдывающим асоциальное поведение. Лидером группы становится лицо, отбывшее наказание. Происходит окончательный разрыв со школой, ПТУ. Девиантное поведение перерастает в преступное.

Влияние трудового коллектива в зависимости от его направления сказывается на молодого человека по-разному. Положительные качества коллектива воспитывают личность, поведение которой отклоняется от нормы, и способствуют ее ресоциализации. Неблагоприятные условия оказывают деформирующее, отрицательное влияние на социализацию личности, вследствие чего на нее переносятся отрицательные черты коллектива.

В эпоху информатизации проявляется криминогенное влияние средств массовой информации на формирование мотивации к совершению преступления. Демонстрация негативных образцов поведения отрицательно влияет на формирование установок и ценностей личности. Происходит распространение сведений о методах совершения преступлений, сокрытия их следов, уклонения от уголовной ответственности.

3. Преступное поведение может рассматриваться как процесс, развертывающийся в пространстве и времени и включающий внешние объективные действия, образующие состав преступления, и предшествующие им психические явления и процессы, детерминирующие их совершение. Мод механизмом преступного поведения понимается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих исполнение этого решения. Общая схема его включает такие этапы, как мотивация, планирование и исполнение преступления и на каждом из них личность взаимодействует с окружающей средой.

Значение изучения механизма преступного поведения в научном отношении состоит в том, что оно раскрывает свойства личности преступника и те стороны внешней социальной среды, которые образуют причины и условия, способствующие совершению преступлений, в практическом – помогает определить меры, способные предотвратить преступление, изменить направленность личности правонарушителя.

Механизм преступного поведения содержит по форме те же психологические элементы, что и механизм правомерного поступка. Однако они наполнены другим социальным и идеологическим содержанием. Поведение становится антиобщественным и противоправным не в одной какой-то точке причинной цепи, ведущей к преступному акту. Антиобщественный характер поступка складывается постепенно. «Критическая точка» развития может быть расположена в различных частях причинной цепочки, образующей это поведение. Мотивация поступков индивида сложно структурирована и лишь в какой-то ее блок может содержать явную антиобщественную устремленность.

Различают механизмы преступного поведения, связанные с деформацией потребностей и интересов личности; с расхождением (противоречием) между потребностями (интересами) и возможностями субъекта; с деформацией нравственных и правовых представлений, ценностных ориентаций и установок личности; с дефектами процесса принятия и осуществления решений. Типы механизмов формирования и реализации преступного поведения распределены в различных социально-демографических группах неравномерно. Частота их встречаемости зависит как от типов личности, так и от социальных, экономических, культурно-психологических условий, образа жизни разных категорий граждан.

В общем механизме формирования преступных намерений, действующем на основе искаженных потребностей и интересов личности, осознаваемые потребности контролируются системой ценностных ориентаций и правосознанием личности. В результате возникает возможность принятия различных решений, одно из которых ведет к совершению преступления.

В случаях второго типа потребности и интересы личности не представляют какого-либо существенного отклонения от нормы. Механизм преступного поведения здесь включается в тот момент, когда эти нормальные интересы и потребности приходят в столкновение, в конфликт с имеющимися у данного лица возможностями для их законного удовлетворения. Проблемной именуется ситуация, в которой возникает необходимость решить определенную задачу, найти способ преодоления препятствия на пути к поставленной цели. Разновидностями порождающих ее конфликтов могут быть конфликт потребностей, функциональный, информационный конфликт.

Возможности – это объективные и субъективные условия достижения целей, удовлетворения потребностей субъекта, носящих правомерный и морально одобряемый (или допустимый) характер.

Основанием преступного поведения при нормальных потребностях и интересах личности и при наличии законных возможностей является глубокая деформация системы ценностных ориентаций, нередко на мировоззренческом уровне.

Все три типа механизма возникновения и развития преступного поведения, связанные с искажением системы потребностей, с конфликтами между потребностями и возможностями, с дефектами в системе ценностных ориентаций и правового сознания личности –– в реальной жизни могут переплетаться и совпадать. По мере развития преступной деятельности один механизм часто трансформируется в другой. Наибольший практический интерес представляет выявление связи различных типов механизмов преступного поведения с состоянием социально-экономических отношений в обществе, уровнем культуры и особенностями социальной психологии населения. Знание этой взаимосвязи дает возможность прогнозировать состояние и структуру преступности в зависимости от происходящих или намечающихся социально-экономических и социально-психологических изменений в общественной жизни. Так, преступность будет расти при увеличении числа лиц, потребности которых формируются в направлении преобладания корыстных интересов и агрессивных устремлений; при появлении расхождение, а затем и разрыва между потребностями и возможностями; при неблагоприятных процессах в массовом общественном сознании –– идеологическом, нравственном, правовом.

Каждый из рассмотренных выше типов механизмов преступного поведения включает в себя процесс принятия решений, относящихся к планируемому и совершаемому преступлению. В условиях, когда ни потребности, ни ценностные ориентации субъекта не отличаются чем-либо существенным от аналогичных свойств большинства граждан, не было и расхождения между потребностями и возможностями, основа преступного поведения лежит именно в звене принятия решения. В механизме этого, четвертого типа процесс принятия решения страдает изъянами, происходит неправильно, не отражает реальной действительности достаточно адекватно и поэтому приводит к ошибочным выводам. К факторам, влияющие на дефективность решения, следует отнести недостатки внешней информации; ограниченное представление о существующих вариантах поведения; неверный прогноз; нарушение психологического механизма выработки решения.

Можно указать на некоторые общие черты преступного поведения, связанного с дефектами принятия и осуществления решения, общие для всех процессов принятия решений в механизме преступного поведения:

принятие решения происходит на усиленном эмоциональном фоне (страх, волнение и т.п.);

решения принимаются в стрессовых ситуациях и обладают особой значимостью для субъекта;

восприятие необходимой для принятия решения информации является неполным, ее анализ –– искаженным;

отдельные элементы процесса принятия решения могут происходить в сфере подсознания, в силу чего решение не всегда отчетливо.

Дефективность принятия решения многократно возрастает при особой сложности или быстротечности ситуации; аффективном поведении; оказании сильного воздействия (принуждения); наличии психических аномалий. При исполнении принятого решения в механизм преступного поведения включаются дополнительно как объективные факторы (свойства и обстоятельства внешней физической и социальной среды, которые облегчают или тормозят совершение преступных действий, ускоряют или отдаляют наступление преступного результата), так и субъективные (самооценка преступником своего поведения, предвидение им последствий и ожидание грозящей уголовной ответственности).

4. В криминологии под конкретной ситуацией понимают комплекс объективно существующих обстоятельств, во взаимодействии с которыми негативные личностные свойства человека приводят к совершению преступления. Конкретная ситуация может располагаться в различных звеньях механизма преступного поведения. Ее значение состоит в том, она вызывает или укрепляет намерение лица совершить преступление либо выступает в качестве условия, способствующего совершению преступления. Причины проблемных ситуаций кроются в межличностных конфликтах (длящихся либо ситуативных), личных материальных проблемах, в отчуждении, дефиците внимания, непонимании.

Особое место в механизме преступного поведения из конкретных ситуаций, созданных иными, кроме преступника людьми, занимают ситуации, созданные потерпевшими (виктимогенные). В зависимости от нормативно-правовой оценки конкретной ситуации поведение потерпевшего может быть правомерным, нейтральным, неправомерным. По степени виктимности жертв преступлений можно классифицировать на случайные жертвы; жертва с незначительными качествами риска; жертва (как умышленных, так и неосторожных преступлений) с повышенными качествами риска; жертвы с очень большими качествами риска.