Специализированные субъекты предупреждения преступности

Неспециализированные субъекты профилактики преступности

Органы власти общей компетенции как субъекты предупреждения преступности

Классификация субъектов профилактики преступности

Понятие субъектов предупреждения преступности

5. Частично специализированные органы предупреждения
преступности

1. Субъектами предупреждения преступности (преступлений) являются орга­ны, учреждения, организации, предприятия, а также должностные лица (служащие) и отдельные граждане, на которых законом возложены за­дачи и функции по выявлению, устранению, ослаблению, нейтрализации причин и условий, способствующих существованию и распростра­нению преступности в целом, ее отдельных видов и конкретных пре­ступлений, а равно удержанию от перехода на преступный путь и обес­печению ресоциализации лиц, склонных к совершению преступлений (рецидиву).

2. По месту в государственной и общественной системе субъекты профи­лактики могут бытьклассифицированыследующим образом:

• государственные (федеральные и субъектов федерации), муниципальные;

• неправительственные (негосударственные и немуниципальные), в том
числе коммерческие и некоммерческие структуры, общественные объе­динения и специализированные формирования;

• граждане.

По задачам, компетенции и содержанию деятельности, предупреждающей преступность, субъекты профилактики классифицируются на:

• органы власти общей компетенции (их учреждения, организации, пред­приятия);

• неспециализированные;

• частично специализированные;

• специализированные органы.

3. В соответствии с Конституцией обеспечение законности, правопоряд­ка, общественной безопасности, а следовательно, и предупреждение преступности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

В совместном ведении находятся также охрана окружающей природной среды, общие вопросы воспитания и образования, координация воп­росов здравоохранения, защита семьи и детства, социальная защита, административное, трудовое, семейное и ряд других отраслей законо­дательства, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокату­ра, нотариат. Эти направления правового регулирования и организаци­онно-управленческой деятельности тесно связаны с предупреждением преступности.

Представительные органы Российской Федерации и ее субъектов изда­ют законы, составляющие правовую базу профилактики. В пределах сво­ей компетенции органы местного самоуправления принимают нор­мативные акты, связанные с профилактикой преступлений, решая вопросы местного значения применительно к охране общественного порядка.

Президент РФ и федеральное правительство издают в соответствии со своими полномочиями нормативные акты по предупреждению преступ­ности, основываясь на Конституции и законодательстве.

4. Неспециализированные субъекты профилактики преступности - это хозяй­ствующие структуры, учреждения культуры и спорта, средства массо­вой информации; органы, регулирующие природопользование, мигра­цию, осуществляющие трудоустройство, пенсионное обеспечение; жилищно-коммунальные органы; учреждения, предоставляющие услу­ги по проведению досуга, и другие, участвующие в различных областях жизнедеятельности общества.

Хотя деятельность этих субъектов профилактики в ряде случаев способ­ствует предупреждению преступности, однако данная задача не выде­лена в их деятельности особо и профилактический эффект достигается как бы попутно, либо предполагает обращение со стороны специализи­рованных субъектов профилактики с конкретными просьбами или по­ручениями.

5. Кчислу частично специализированных органов предупреждения преступ­ности относятся учреждения социального обслуживания, образования, здравоохранения, а также природоохранные, контрольно-ревизионные и аудиторские организации.

Данные органы получили наименование частично специализированных с той целью, чтобы провести границу между ними и неспециализиро­ванными структурами. Последние в определенной степени связаны с профилактикой преступности, но соответствующие вопросы возника­ют и решаются ими лишь после обращений соответствующих органов, ведущих целенаправленную борьбу с преступностью либо в связи с обес­печением правопорядка и безопасности в среде работающих. Частично же специализированные субъекты профилактики имеют в рамках своих основных задач системно выделенную функцию профилактики.

6. Специализированными субъектами предупреждения преступности явля­ются правоохранительные органы, для которых задачи и функции про­филактики относятся к числу главных, приоритетных задач. Это органы суда, прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, государствен­ной безопасности, юстиции, таможенная и пограничная службы, внут­ренние войска, научные и образовательные юридические учреждения. К системе правоохранительных органов примыкают некоторые специа­лизированные общественные объединения (формирования), а также адвокатура, частные детективные и охранные службы.

 

 

ТЕМА 21.
Сравнительные теории причин преступности

1. Общие подходы