Глоссарий
По-русски | Қазақша | English |
образованность | оқығандық | education |
академия | академия | academy |
здание | үй, ғимарат | building |
корпус | ғимарат | case |
абитуриент | талапкер | entrant |
книга, учебник | Кітап, оқулық | book, textbook |
Учебное заведение, институт | Оқу орны, институт | Educational institution, institute |
Список литературы
Основная литература:
1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2002.
2. Хавронина С.А. «Русский язык в упражнениях». М. 1998.
Дополнительная:
3. Альбекова А.Ш. Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.
4. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка.: Учебное пособие . – Саратов: Лицей, 2008.
5. Казахско-русский, русско-казахский словарь для учащихся и студентов 30000 слов. –Алматы:Аруна, 2002.-416 с.
Грамматический комментарий |
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №35 | ||
Дисциплина: Русский язык Уровень:2 Лексическая тема: Любимая книга. Грамматическая тема: Склонение имени существительного | Кол-во кредитов: 2 Практическое занятие Ассоциированный профессор Гакрама Каламкас Муратовна |
Склонение – это изменение форм имени по числам и падежам. Склонение характеризует все именные части речи русского языка. В школьных учебниках выделяют три основных (продуктивных) типасклонения: к первому относят имена существительные женского, частично мужского и общего рода с окончанием -а: «жена», «земля», «станция» и так далее; ко второму – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е: «дом», «конь», «городишко», «подмастерье», «санаторий» и так далее; к третьему – существительные женского рода с нулевым окончанием: «ночь», «мышь» и другие.
Таблица склонений имен существительных:
склонение | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
окончания | и.сущ. м. и ж. р. на –а, –я | и.сущ. м. и ср.р. на –о, –е | и. сущ. ж. р. на –ь |
1. Прослушайте текст и высказывание русского писателя ХIХ века Николая Васильевича Гоголя.
2. Ответьте на вопросы.
- Когда вы в первый раз услышали имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина?
- А.С. Пушкина называют «солнцем русской поэзии». Как вы понимаете это выражение?
- Какие произведения А.С.Пушкина вы изучали в школе?
3. Опишите картину, которую вы представили при чтении этих строчек.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Пушкин А.С.
4. Соедините синонимы.
Волшебный | Мчаться |
Озаряющие | Путь |
Бежать | Сказочный |
Дорога | Народный |
Национальный | Освещающие |
5. Соедините стрелками определения, которые походят к словам в рамке. Образуйте от существительных прилагательные и составьте с ними по одному предложению.
ГЕНИЙ ПОЭТ АВТОР ПОЭМА |
ЛЮБИМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ
УНИКАЛЬНЫЙ ПРЕКРАСНЫЙ
НЕЗАУРЯДНЫЙ ПОСЛЕДНИЙ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРЕВОСХОДНЫЙ
РОМАНТИЧЕСКИЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ
ЛИРИЧЕСКИЙ ТАЛАНТЛИВЫЙ
6. Вставьте пропущенные буквы.
«Онегин» есть самое задушевное пр…изведение Пушкина, самое любим…е дитя его ф…нтазии, и можно указать слишком на н…многие тв…рения, в которых личность поэта …тразилась бы с такою п…лнотою. 2. Мы д…казали, что Онегин не х…лодный, не сухой, не бездушный ч…ловек… Мы скажем теперь, что Онегин – стр…дающий эг..ист. 3. Ленский был р…мантик и по натуре и по духу врем…ни. 4. В лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общ…ство в одном из фазисов его обр…зования, его р..звития, и с какою истиною, с какою верностью, как полно и художеств…но изобразил он его!
7. Дополните реплики диалога
- Кто из казахских поэтов переводил произведения Пушкина?
- ….
- Как ему удалось это сделать? Он владел русским языком?
- …
- Какое образование он получил?
- …
- Как сохраняется память о поэте на Родине?
- …
- Известно ли его имя в мире?
8. Познакомьтесь с фразеологизмами Пушкина. Согласитесь или опровергнете одну из идиом (1,3,4). Употребите идиому 2, рассказывая о Казахстане.
1. Тяжела ты, шапка Мономаха – тяжело править людьми («Борис Годунов») | 2. Окно в Европу («Медный всадник») – возможность выхода в другие страны, в Европу | 3. Ужасный век! Ужасные сердца! – («Маленькие трагедии») | 4. Береги честь смолоду - о («Капитанская дочка») |
9. Раскройте скобки. Определите падеж слов и словосочетаний.
Помните, что студент вуза обязан:
Глубоко овладевать (теоретические знания), (практические навыки) по избранной специальности.
Выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных (программы обучения и учебные планы).
Постоянно стремится к повышению (общая культура).
Соблюдать правила (внутренний распорядок) академии и общежития.
Бережно и аккуратно относиться к (учебные пособия, книги, приборы, инвентарь института).
10. Прочитайте текст.