Глоссарий

По-русски Қазақша English
образованность оқығандық education
академия академия academy
здание үй, ғимарат building
корпус ғимарат case
абитуриент талапкер entrant
книга, учебник Кітап, оқулық book, textbook
Учебное заведение, институт Оқу орны, институт Educational institution, institute

Список литературы

Основная литература:

1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2002.

2. Хавронина С.А. «Русский язык в упражнениях». М. 1998.

Дополнительная:

3. Альбекова А.Ш. Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.

4. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка.: Учебное пособие . – Саратов: Лицей, 2008.

5. Казахско-русский, русско-казахский словарь для учащихся и студентов 30000 слов. –Алматы:Аруна, 2002.-416 с.

 

  Грамматический комментарий

 

  АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №35
  Дисциплина: Русский язык Уровень:2 Лексическая тема: Любимая книга. Грамматическая тема: Склонение имени существительного         Кол-во кредитов: 2 Практическое занятие     Ассоциированный профессор Гакрама Каламкас Муратовна

Склонение – это изменение форм имени по числам и падежам. Склонение характеризует все именные части речи русского языка. В школьных учебниках выделяют три основных (продуктивных) типасклонения: к первому относят имена существительные женского, частично мужского и общего рода с окончанием -а: «жена», «земля», «станция» и так далее; ко второму – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е: «дом», «конь», «городишко», «подмастерье», «санаторий» и так далее; к третьему – существительные женского рода с нулевым окончанием: «ночь», «мышь» и другие.

Таблица склонений имен существительных:

склонение 1 склонение 2 склонение 3 склонение
окончания и.сущ. м. и ж. р. на –а, –я и.сущ. м. и ср.р. на –о, –е и. сущ. ж. р. на –ь

 

1. Прослушайте текст и высказывание русского писателя ХIХ века Николая Васильевича Гоголя.

2. Ответьте на вопросы.

  1. Когда вы в первый раз услышали имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина?
  2. А.С. Пушкина называют «солнцем русской поэзии». Как вы понимаете это выражение?
  3. Какие произведения А.С.Пушкина вы изучали в школе?

 

3. Опишите картину, которую вы представили при чтении этих строчек.

 

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Пушкин А.С.

 

 

4. Соедините синонимы.

Волшебный Мчаться
Озаряющие Путь
Бежать Сказочный
Дорога Народный
Национальный     Освещающие    

5. Соедините стрелками определения, которые походят к словам в рамке. Образуйте от существительных прилагательные и составьте с ними по одному предложению.

 

ГЕНИЙ ПОЭТ АВТОР ПОЭМА
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЫДАЮЩИЙСЯ

ЛЮБИМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ

УНИКАЛЬНЫЙ ПРЕКРАСНЫЙ

НЕЗАУРЯДНЫЙ ПОСЛЕДНИЙ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРЕВОСХОДНЫЙ

РОМАНТИЧЕСКИЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ

ЛИРИЧЕСКИЙ ТАЛАНТЛИВЫЙ

 

 

6. Вставьте пропущенные буквы.

 

«Онегин» есть самое задушевное пр…изведение Пушкина, самое любим…е дитя его ф…нтазии, и можно указать слишком на н…многие тв…рения, в которых личность поэта …тразилась бы с такою п…лнотою. 2. Мы д…казали, что Онегин не х…лодный, не сухой, не бездушный ч…ловек… Мы скажем теперь, что Онегин – стр…дающий эг..ист. 3. Ленский был р…мантик и по натуре и по духу врем…ни. 4. В лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общ…ство в одном из фазисов его обр…зования, его р..звития, и с какою истиною, с какою верностью, как полно и художеств…но изобразил он его!

7. Дополните реплики диалога

 

- Кто из казахских поэтов переводил произведения Пушкина?

- ….

- Как ему удалось это сделать? Он владел русским языком?

- …

- Какое образование он получил?

- …

- Как сохраняется память о поэте на Родине?

- …

- Известно ли его имя в мире?

8. Познакомьтесь с фразеологизмами Пушкина. Согласитесь или опровергнете одну из идиом (1,3,4). Употребите идиому 2, рассказывая о Казахстане.

1. Тяжела ты, шапка Мономаха – тяжело править людьми («Борис Годунов») 2. Окно в Европу («Медный всадник») – возможность выхода в другие страны, в Европу 3. Ужасный век! Ужасные сердца! – («Маленькие трагедии») 4. Береги честь смолоду - о («Капитанская дочка»)  

 

9. Раскройте скобки. Определите падеж слов и словосочетаний.

 

Помните, что студент вуза обязан:

Глубоко овладевать (теоретические знания), (практические навыки) по избранной специальности.

Выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных (программы обучения и учебные планы).

Постоянно стремится к повышению (общая культура).

Соблюдать правила (внутренний распорядок) академии и общежития.

Бережно и аккуратно относиться к (учебные пособия, книги, приборы, инвентарь института).

10. Прочитайте текст.