Как прогнозировать конфликт.
Классификация конфликтов.
Источники конфликтов.
Лекция №15. Искусство разрешения конфликтов.
Наука конфликтология опирается на синтез социально-психолого-педогического знания о закономерностях, принципах, правилах разрешения конфликтов, а также методах их предвосхищения с тем, чтобы лица, в них учитывающие имели наименьшие потери и для себя и для окружающих.
Итак, чтобы конфликтология как наука заработала, необходимо ввести некоторые ее понятия:
Инцидент – действие, совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречий и начала борьбы между ними.
Участник конфликта – это субъект (лица, группа, организация, государство) непосредственно вовлеченный во все фазы конфликта или конфликтной ситуации.
Противник – это субъект (такой же, как и участник), который имеет и придерживается противоположной точки зрения.
Конфликтный человек, – который чаще других создает и вовлекает других в конфликты и конфликтные ситуации.
Конфликтная ситуация – ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого участника.
Конфликт – процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющий личную значимость для каждого.
Формула конфликта:
Конфликт = проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент.
Разрешение конфликта – процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющая личную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.
Американский менеджер Ли Якокка: «…всегда следует представлять себе в уме интересы того человека, с которым имеешь дело».
Конфликты возникают там, где есть противоречия, т.е. нет соглаванности:
- знаний, умений, способностей, личных качеств;
- функций управления;
- эмоциональных, психологических и других состояний, целей, средств, методов деятельности;
- мотивов, потребностей, ценностных ориентиров;
- взглядов, убеждений;
- ожиданий, позиций;
- оценок и самооценок.
1.По степени остроты противоречий:
- недовольство;
- разногласия;
- противодействие;
- раздор;
- вражда.
2. По проблемно- деятельному признаку:
- управленческие;
- педагогические;
- производственные;
- экономические;
- политические;
- творческие;
- и т.д.
3. По степени вовлечения людей:
- межличностные;
- межгрупповые;
- межпартийные;
- межгосударственные.
Исходя из формулы конфликта, необходимо знать и уметь определять:
- имеется ли проблема;
- назревает ли к.с. по разрешению проблемы;
- кто потенциальные участники возможного конфликта и способны ли они его спровоцировать;
- какова вероятность возникновения инцидента.
Вывод: из этого видно, что конфликт может возникнуть только при наличии всех компонентов его составляющих.
Элементарные действия по прогнозированию конфликта должны включать в себя анализ каждого из компонентов.
15.4. Как разрешить конфликтные ситуации в коллективе.
Конфликты в коллективы можно разделить на конструктивные и деструктивные.
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны проблемы жизнедеятельности коллектива, разрешение которых выводит коллектив на более высокий уровень развития.
Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, что влечет резкое снижение эффективности работы коллектива.
Для управления процессом разрешения конфликтов применима формула:
->знать->уметь->мочь->успевать.