Как прогнозировать конфликт.

Классификация конфликтов.

Источники конфликтов.

Лекция №15. Искусство разрешения конфликтов.

Наука конфликтология опирается на синтез социально-психолого-педогического знания о закономерностях, принципах, правилах разрешения конфликтов, а также методах их предвосхищения с тем, чтобы лица, в них учитывающие имели наименьшие потери и для себя и для окружающих.

Итак, чтобы конфликтология как наука заработала, необходимо ввести некоторые ее понятия:

Инцидент – действие, совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречий и начала борьбы между ними.

Участник конфликта – это субъект (лица, группа, организация, государство) непосредственно вовлеченный во все фазы конфликта или конфликтной ситуации.

Противник – это субъект (такой же, как и участник), который имеет и придерживается противоположной точки зрения.

Конфликтный человек, – который чаще других создает и вовлекает других в конфликты и конфликтные ситуации.

Конфликтная ситуация – ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого участника.

Конфликт – процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющий личную значимость для каждого.

Формула конфликта:

Конфликт = проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент.

Разрешение конфликта – процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющая личную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.

Американский менеджер Ли Якокка: «…всегда следует представлять себе в уме интересы того человека, с которым имеешь дело».

Конфликты возникают там, где есть противоречия, т.е. нет соглаванности:

- знаний, умений, способностей, личных качеств;

- функций управления;

- эмоциональных, психологических и других состояний, целей, средств, методов деятельности;

- мотивов, потребностей, ценностных ориентиров;

- взглядов, убеждений;

- ожиданий, позиций;

- оценок и самооценок.

1.По степени остроты противоречий:

- недовольство;

- разногласия;

- противодействие;

- раздор;

- вражда.

2. По проблемно- деятельному признаку:

- управленческие;

- педагогические;

- производственные;

- экономические;

- политические;

- творческие;

- и т.д.

3. По степени вовлечения людей:

- межличностные;

- межгрупповые;

- межпартийные;

- межгосударственные.

Исходя из формулы конфликта, необходимо знать и уметь определять:

- имеется ли проблема;

- назревает ли к.с. по разрешению проблемы;

- кто потенциальные участники возможного конфликта и способны ли они его спровоцировать;

- какова вероятность возникновения инцидента.

Вывод: из этого видно, что конфликт может возникнуть только при наличии всех компонентов его составляющих.

Элементарные действия по прогнозированию конфликта должны включать в себя анализ каждого из компонентов.

15.4. Как разрешить конфликтные ситуации в коллективе.

Конфликты в коллективы можно разделить на конструктивные и деструктивные.

Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны проблемы жизнедеятельности коллектива, разрешение которых выводит коллектив на более высокий уровень развития.

Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, что влечет резкое снижение эффективности работы коллектива.

Для управления процессом разрешения конфликтов применима формула:

->знать->уметь->мочь->успевать.