Лекция №13. Искусство управлять людьми.
Роль психологически совместимых групп важна во всех без исключения сферах совместной человеческой деятельности. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге большей эффективности труда.
В соответствии с данными исследованиями Н.Н.Обозова, отметим следующие критерии оценки совместимости и срабатываемости:
1. Результаты деятельности.
2. Эмоционально-энергетические затраты у участников.
3. Их удовлетворенность этой деятельностью.
Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую.
Психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их сенсомоторных реакций, синхронизацию темпа совместной деятельности.
Социально-психологическая совместимость является следствием оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций.
Учет требований психологической совместимости способствует повышению продуктивности и удовлетворенности работников в первичных коллективах.
При решении различных производственных задач люди ведут себя по-разному. Наблюдения показали, что можно выделить четыре типа коммуникативного поведения:
1. Люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решить задачу, лишь подчиняя других членов группы.
2. Индивидуалист, пытающийся решить задачу в одиночку.
3. Приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов.
4. Коллективисты, которые стараются решить задачку совместными усилиями; они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.
Высокий уровень психологической совместимости является также одним из факторов, оказывающим благоприятное влияние на социально-психологический климат коллектива.
Для интегральной характеристики производственного коллектива в последнее время все чаще используется понятие «социально-психологический климат».
Социально-климатический климат – это всегда отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого – объективной жизнедеятельности данного коллектива.
Модели совместной деятельности:
1. Совместно-индивидуальная деятельность: каждый член коллектива делает свою часть общего задания независимо от других.
2. Совместно-последовательная деятельность: общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива (конвейерное производство).
3. Совместно-взаимодействующая деятельность: задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена коллектива со всеми другими его членами.