Лекция № 12. Личность и коллектив как субъекты управления.
Тактика общения.
«Путешествие длинной в 1000 лет начинается с первого шага».
(Китайская пословица).
Для имиджа делового человека важна тактика общения.
Требования к тактике общения.
1. Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и умение ими оперативно пользоваться.
2. Не допускать конфронтации, особенно в деловом общение.
3. Умело использовать механизм психологического воздействия:
- привязанность;
- симпатию;
- доверие;
- уважение.
Элементы имиджа:
· Манеры. Здесь велика роль любезностей и комплементов.
Манеры – это то, что придает образу визуальное очертание.
· Внешний облик. Позы, походка, жесты и красота тела.
· Одежда – визитная карточка. Безвкусица, экстравагантность, несоблюдение сезонности, неаккуратность манеры ношения одежды - губительна для имиджа.
Поддерживать имидж – значит, одеваться со вкусом. У американцев деловой стиль одежды получил название «бэзик».
а). Деловой классический дневной мужской костюм – серого, светло- серого, темно – синего оттенков, плюс дюжина различных по цветовой гамме рубашек, плюс главное украшение мужчины – галстук. Мода – его длина, ширина, цвет. Вкус мужчины можно определить по его галстуку.
Требования к галстуку - он не должен бросаться в глаза, доминирующий цвет галстука не должен повторять цвет костюма.
б). Деловая женщина не может быть одета как другие. Одежда для нее – фон для самопрезентации. Она должна подчеркивать элегантность и незаурядность своей хозяйки.
- Для службы – длинный рукав, серое в мелкую полоску платье или блузка.
- Деловое платье – темно-синий, рыжевато-коричневый, бежевый, темно- коричневый, серый, светло–синий цвета
- Украшения - придает законченность образу, показывает ее культуру и изысканность вкуса.
- Аксессуары – сумочка из хорошей кожи, высококлассная ручка, цветной платочек, брошь, заколка, оригинальный пояс, шарфик.
- Лицо - «зеркало души » - самая выразительная часть имиджа.
Имиджмейкеры различают три зоны лица:
- верхнюю (лоб);
- среднюю (брови, нос, глаза, губы);
- нижнюю (подбородок).
Самая выразительная средняя часть:
- глаза – презентация взгляда;
- губы – презентация улыбки.
Способы ухода за лицом.
-Макияж – наука и искусство подчеркнуть своеобразие лица.
- Прическа – делает женщину привлекательной, а у мужчин подчёркивает характер.
Итак: имидж своего рода фирменный знак (чем лучше он представлен, тем выше репутация человека).
Решение проблемы оптимизация руководства, должно начинаться с изучения функций руководителя.
Функция – совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям
А. Файоль выделил следующие элементы «административных операций»:
- Предвидение.
- Организация.
- Распорядительство.
- Согласование.
- Контроль.
Взгляд на функции субъекта управления (по Ю. А. Тихомирову):
- Организация управляющей системы.
- Выбор цели.
- Прогнозирование.
- Планирование.
- Информация.
- Решение.
- Организационная и массовая деятельность.
- Контроль.
- Оценка эффективности управления.
В.Г. Афанасьев назвал следующие основные управленческие функции:
- Выработка и принятие управленческого решения.
- Организация.
- Регулирование и корректирование.
- Учет и контроль
В отличие от специалистов по управлению, рассматривая функции руководителя, психологи берут за основу не управленческий цикл, а структуру деятельности руководителя в трудовом коллективе. Это такие функции как:
- функция интеграции личности;
- функция коммуникации, т.е. умение общаться;
- функция обучения и воспитания (в самом широком смысле слова).