Лекция № 8. Мастерство публичного выступления.
Нерефлексивное и рефлексивное слушание.
Правило.
Искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести собеседника к нужному выводу, а не навязывать этот вывод силой логики, голоса, авторитета.
К вопросам, обеспечивающим продуктивный диалог, относятся:
- Информационные – вопросы, которые вызывают содержательный ответ, они бывает открытыми (полный ответ, несущий информацию), и закрытыми (предполагающий односложный ответ).
- Зеркальные – вопросы с повторением части утверждения, для того чтобы собеседник «увидел» свое утверждение с другой точки зрения.
- Эстафетные – вопросы, опережающие, развивающие высказывание партнера, не перебивая, а помогая ему.
Искусство выражать свои мысли.
Сила слова, манера говорить – как важная черта личности, культуры речи. Ораторское искусство, мимика и жест, письменная речь, реклама – как средство выражения своей мысли.
Есть два приема слушания:
-нерефлексивное (не отражающее, «впитывающее»);
-рефлексивное (отражающее, с обратной связью к говорящему).
· Нерефлексивное слушание – это форма слушания наиболее проста. Здесь необходимо лишь внимательное молчание, и минимальная словесная реакция типа - «хм-хм» или «ага».
Хорошо уже то, что здесь нет прерывания общения.
Нерефлексивное слушание особенно ценно, когда люди хотят высказать наболевшее. Иногда внимательно выслушать партнера оказывается вполне достаточно.
· Рефлексивное слушание – здесь слушатель предоставляет говорящему некоторую обратную связь. Она служит средством контроля говорящего со стороны слушающего. Она дает знать говорящему, что его слушают, понимают, интересуются.
Обратная связь может быть в виде:
- Просьбы дать объяснение. Например, - «Не могли бы вы пояснить это…» или « Что вы имеете ввиду» и т.д.
- В виде пересказа услышанного. Например,- «Вы имеете в виду…» или «Итак, вы полагаете…»
- В виде реакции общения. Когда обсуждение вопроса затянулось, и его суть начинает ускользать, подытожить сказанное просто необходимо:
«Обобщая то, что вы сказали…»;
«До сих пор мы разговаривали…».
Вывод.
Любой новый навык, пока он не освоен, кажется искусственным, неуклюжим, то же происходит и с рефлексивным слушанием.
Нужно терпеливо практиковаться и приучать себя к данному способу реагирования, чтобы он вошел в ваш стиль общения.
Готовяськ публичному выступлению (докладу, беседе, лекции) необходимо детально разработать все его этапы:
1. Стержневая идея.
Каждое выступление должно иметь основной тезис (стержневую идею). Его нужно четко сформулировать с самого начала выступления. Сформулировать основной тезис, - значит, ответить на два вопроса:
· Зачем говорить? (это вопрос о цели выступления)
· О чем говорить? (это вопрос о средствах достижения цели)
Основной тезис должен:
- Утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления.
- Быть кратким, ясным, легко удерживаться в памяти.
- Мысль должна пониматься однозначно, не быть противоречивой.
2. Структура выступления.
Классическая композиция выступления включает три части:
- Вступление 10-15 %
- Главная часть 60-65 %
- Заключение 20-30 %
А) Успех выступления в значительной мере зависит от его вступления, оно должно быть ярким, запоминающимся, должно состоять из цели и задачи выступления, а также из плана.
Б) Главная часть – это раскрытие, обоснование главного тезиса. Существуют различные варианты аргументации, и защиты основной мысли доклада. Например:
- Проблемное изложение (т.е. выявление и анализ противоречий проблемы и пути их разрешения).
- Хронологическое изложение.
- Изложение от причин к следствиям.
- Индуктивное изложение (от частного к общему).
- Дедуктивное изложение (от общего к частному).
В) Заключение – те выводы, которые следует из цели и основной идеи выступления.
3. Учет особенностей аудитории.
При подготовке публичного выступления необходимо выполнить следующие требования:
§ Учесть интеллектуальный уровень слушателей.
§ Пробудить и поддерживать интерес к теме.
§ Учесть количество слушателей (чем больше слушателей, тем проще и доходчивей должно быть выступление).
4. Объем выступления.
Не попытайтесь «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Он должен быть отобран, исходя из степени убедительности. Об остальном можно только упомянуть, назвать источники для индивидуального ознакомления или предложить общение после доклада.
5. План выступления.
Готовясь к выступлению нет необходимости записывать всю речь. Чтение речи по бумажке много теряет по сравнению с устным выступлением. План выступления с записанными ключевыми фразами и словами – достаточная опора для вашей памяти.
6. Репетиция.
Очень важно уметь видеть и слышать себя со стороны. Поможет магнитофонная запись, в крайнем случае, проговорите свое выступление перед близким человеком или перед зеркалом.
7. Наглядный материал.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Человек запоминает 10% оттого, что услышал и 50% оттого, что увидел.
Требования к наглядному материалу:
· Грамотный, яркий, красочный.
· Выполнен крупным шрифтом, виден со всех концов.
· Современный.