Модели коммуникативной личности

 

Американский специалист по теории коммуникации П. Хани пишет о возможном эффекте нашего обращения к получателю сообщения, что его отношение к нам, и, что более важно, его поведение по отношению к нам, определяется, в значительной степени, нашим отношением к нему. Это находится в полном соответствии с диалогическим, интерактивным принципом коммуникации. Люди не передают механически информацию друг другу, в своей совместной деятельности они создают последствия (перспективы) коммуникации.

Общение осуществляют индивиды, они используют свою коммуникативную компетенцию, определяют стратегию и тактику коммуникативного поведения, накапливают определенный опыт. Разумеется каждый из них делает это индивидуально, что и позволяет говорить о коммуникативной личности.

Под коммуникативной личностью будем понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида, его «коммуникативный паспорт», «визитная карточка».

Личность (с лат. persona – маска актера). Еще античные философы противопоставляли душу и тело в человеке. Коммуникативная личность неоднородна, может включать различные роли, при этом сохраняя свою идентичность. Сейчас говорят, что коммуникативная личность включается в различные дискурсы, например: Чехов как писатель и как врач.

Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный.

- Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация, определяемая скорее всего психологической потребностью в процессе коммуникации как таковом, а не в передаче сообщения (одиночество, игровая социализация и т.п.). Видимость общения или игра в общение наблюдается в некоторых телепередачах, на некоторых сайтах в интернете.

На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности.

- Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять самонаблюдение и самоосознание, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.

- Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида:

а) практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций;

б) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения;

в) построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

Когнитивный параметр в этой модели является связующим звеном между познавательным опытом и компетенцией коммуникативной личности, его коммуникативной потребностью и конкретной коммуникативной ситуацией.

В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу. Мы всегда невольно «подстраиваемся» под собеседника в процессе коммуникации «метакоммуникативная функция). Опытный специалист в области коммуникации должен постоянно сознательно осуществлять эту функцию (направление внимания на код и процесс общения, коррекция его хода).

Каковы характеристики основных типов коммуникантов?

- Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для «борьбы» с таким коммуникантом бесполезно пользоваться его же приемами, лучше принять стратегию «речевого изматывания» (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы).

- Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Следует иногда – в собственных интересах – возвращать его к нужной теме.

- Ригидныйкоммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию «разогревания» партнера (вступительная часть «о погоде»…).

- Интровертный коммуникант: не стремиться владеть инициативой, застенчив и скромен, скован. В общении с ним – не перебивать.

Интересную классификацию типов общения дал американский психолог Эрик Берн: Родитель, Взрослый и Ребенок.

- Родитель: критический (руководитель: Когда вы, наконец, начнете делать нормальные справки? Я не могу все время делать за Вас Вашу работу!) и кормяще-заботливый (преподаватель студенту: Не волнуйтесь, сейчас Вы все обязательно вспомните!).

- Взрослый: консультант фирмы клиенту: Вас устраивает такое решение вопроса? работникдиректору: Я готов предоставить Вам сведения к четвергу!

- Ребенок: приспосабливающийся (работник руководителю: Я полностью согласен с Вами!) и естественный (коллега коллеге: Ну старик, ты гений!).

Индивид и коммуникативная личность – не одно и то же. В одном индивиде могут уживаться различные личности. В психологии сейчас также распространена концепция множественности личности (многоголосие). Крайним проявлением этого является клиническая раздвоенность личности (психическое расстройство), но и здоровый человек проявляет себя в различных сферах.

Коммуникативная личность – самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование – 45%, говорение – 30%, чтение – 16%, письмо – 9%).

Литература:

1. Аристотель. О душе / Соч. Т.1. М.: Мысль, 1976.

2. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.

3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 1998. Глава 7. Имидж делового человека.

4. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998.

5. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М., 1998.

6. Сорины Е. и Н. Язык одежды или как понять человека по его одежде. М.: Тандем, 1998.

Вопросы для обсуждения:

1. Проведите небольшое исследование на тему: Подарок как средство межличностной коммуникации. Что принято и что не принято дарить в группе Ваших друзей, родственников, знакомых? Какова знаковая функция подарка в том или ином контексте. Как влияет ситуация и среда на вид и форму подарка? Какое речевое сообщение сопровождает коммуникативное действие дарения?

2. Проведите небольшое исследование на тему: Украшения, которые носят мои друзья. Что принято носить, в каком контексте, каков хронотоп украшения (время + место)? Какова знаковая функция украшений, как они воспринимаются самими носящими и их окружением?

3. Проанализируйте коммуникативное поведение политического деятеля.