Глоссарий

По-русски Қазақша English
знание білім knowledge
свет жарық light
словарь сөздік dictionary
мышление ой, ойлау thinking
ученый Ғалым, оқымысты scientist
заявление Өтініш, арыз statement
текст мәтін text

Список литературы

Основная литература:

1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. – Москва, Просвещение, 2002.

2. Хавронина С.А. «Русский язык в упражнениях». М. 1998.

3. Исатаева С.И. Русский язык для студентов неязыковых вузов. Учебное пособие. - Алматы, 2006.

4. Глазунова О.И. Давайте говорить по-русски. – Москва, 2000.

5. Царева Н. Ю. Продолжаем изучать русский. – Москва, 2002.

6. Баско И. Изучаем русский – изучаем Россию. – Москва, 2004.

7. Проскурякова И.Г. и др. Пособие по научному стилю речи. //Для вузов технического профиля. – Москва, 2004.

8. Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов и абитуриентов. – Москва, 1998.

9. Лебединский С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. — 2-е изд., доп. и перераб. — Минск: БГУ, 2007. — 470 с.

Дополнительная:

10. Альбекова А.Ш. Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.

11. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка.: Учебное пособие . – Саратов: Лицей, 2008.

12. Казахско-русский, русско-казахский словарь для учащихся и студентов 30000 слов. –Алматы:Аруна, 2002.-416 с.

 

  Грамматический комментарий

 

  АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №34
  Дисциплина: Русский язык Уровень: 2 Лексическая тема: КАЗГАСА Грамматическая тема: Имя существительное         Кол-во кредитов:2 Практическое занятие   Ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна, Гакрама Каламкас Муратовна

Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок,девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея,окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также названных как независимые самостоятельные субстанции непроцессуальных и процессуальных признаков – качеств, свойств, действий, процессуально представленных состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

Существительные разделяются на следующие лексико-грамматические разряды: существительные

1) собственные и нарицательные;

2) собирательные;

3) вещественные;

4) конкретные и отвлеченные;

5) одушевленные и неодушевленные.

 

1. Прослушайте текст.

 

2. Заполните тест по прослушанному тексту.

    Да Нет
Преподаватели в первую очередь знакомились, рассказывали о себе.    
В группе Землянской Марины 40 человек.    
Всем своим однокурсникам она желает здоровья и процветания.    
В жизни университета она хочет стать активисткой.      
Однокурсники разносторонние, общительные.    

3. Составьте сообщение о вашем выборе специальности с данными словами и словосочетаниями.

Строительство, архитектура, зодчество, передовой вуз, профессиональное образование, факультет, инфраструктура, обучение, квалификация, реферат, дизайн, экстерьер, интерьер, проектирование, доклад, металлоконструкции, железобетон, инженерная графика, деканат, международная конференция, научная статья, вентиляция, технология, разработка, ландшафт.

4. Прочитайте текст.