Структура процесса познания. Формы познания.

 

Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы: чувства, рассудок и разум. Чувства, точнее, органы чувств служат источником ощущений. Рассудок и разум представляют собой способность оперировать понятиями. При этом рассудок строит суждения о конечных вещах, а разум мыслит абсолютное и бесконечное. Традиция деления познавательных способностей на три группы получила дальнейшее развитие у многих философов, в особенности у И. Канта. Вместе с тем чаще встречается более простое подразделение познавательных способностей на чувство и разум. В соответствии с этим выделяют два способа познания: чувственный и рациональный.

Уже в античности наметилось противостояние между философами в вопросе о том, какой из этих двух видов познания является достоверным, ведет к истинному знанию. Традиция противопоставления чувственного и рационального познания базируется на принципиальной разнице между ощущением и понятием. Ощущения принадлежат только конкретному субъекту и относятся лишь к отдельным свойствам объектов, они изменчивы и преходящи. Понятия же являются общими для ряда субъектов, в них зафиксированы общие свойства предметов, в силу чего они более устойчивы. В законченном виде дилемма чувственного и рационального познания выразилась в противостоянии сенсуализма, близкого к эмпиризму и рационализма.

Сенсуализм – философское направление, утверждающее, что все знание производится на основе ощущений, поэтому чувственное познание является достоверным.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Попытка ответить на вопрос: каков источник ощущений, приводит к двум версиям сенсуализма. Материалистический сенсуализм (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббос) считает источником познания внешний опыт, объективные данные органов чувств о предметах и явлениях внешней реальности. Идеалистический сенсуализм (Дж. Беркли, Д. Юм) весь опыт сводит к чувственным данным, которые носят субъективный характер, т.е. к ощущениям человека. Его лозунг: «существовать – значит быть воспринимаемым» (Беркли). Согласно первому, ощущения содержат в себе свойства объекта, согласно второму – свойства субъекта. С точки зрения современной гносеологии это выглядит сильным упрощением реальной картины познания. В действительности она диалектически сочетает в себе объективное (информация об объекте) и субъективное (особенности органов чувств познающего человека).

В действительности, в реальном процессе познания чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом: без рационального чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства, а рациональное без чувственного становится пустым и безжизненным.

Чувственное (опытное) познание осуществляется на основе работы органов чувств, непосредственно взаимодействующих с предметами и явлениями окружающего мира и проявляется в трех формах: ощущения, восприятия, представления. Ощущение – единичный акт чувственного познания, несущий информацию об отдельных свойствах (сторонах) объекта (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и другие ощущения). В результате синтеза нескольких ощущений возникает восприятие – целостный чувственный образ предмета. Представление же есть образ ранее воспринятого предмета или образ, генерируемый воображением (яблоко, русалка).

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, их объяснения, т.е. понимания общих закономерностей их существования, чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения и осмысления информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное (логическое, рассудочное) познание – процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предметов), обобщающего мышления. Основными формами рационального познания выступают: понятия, суждения, умозаключения (в научном познании их аналогами являются: научные понятия, в т.ч. идеализации, законы науки, научные гипотезы и теории).

Элементарными единицами рационального познания, из которых строятся все логические рассуждения, являются понятия. Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Выделяют понятия простые («стол», «дерево», «человек» и т.д.) и сложные (абстрактные) – «бытие», «материя», «совесть» и т.д. Совокупность связанных между собой понятий образует суждение, например, «стол деревянный», «все металлы электропроводны» и т.д. Связь нескольких суждений, на основе которой получается новое суждение – вывод, называется умозаключением. К примеру: Все металлы – электропроводны.

 

Медь – металл

Медь проводит электрический ток

 

Умозаключение должно быть проведено «чисто», без ошибок, по законам логики, путем индукции или дедукции. Создатель формальной логики Аристотель понял два важнейших обстоятельства: первое – в логических суждениях и умозаключениях не должно быть противоречий; и второе – важнейшей функцией суждений является истинность или ложность.

Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления, в котором рождается новое знание. Будучи опосредованным, отражение действительности, рациональное познание:

٠ неразрывно связано с языком как системой знаков, сохраняющих и передающих информацию, в т.ч. последующим поколениям людей;

٠ особенно рельефно выражает природу человека, его сущность. Именно поэтому с самого возникновения философии рациональному познанию уделялось большое внимание, но и по настоящее время ведутся острые споры относительно его сути.

Их тесная связь чувственного и рационального служит основой для такой познавательной способности человека как интуиция, которую иногда определяют как непрогнозируемый скачок с уровня образного мышления на уровень рационального, и наоборот. Будучи связана с нашими бессознательными психическими процессами, интуиция представляет собой нерасчлененный акт познания, непосредственное неосознанно полученное знание. Связывая бессознательное с проблемой интуиции, И. Кант рассматривал ее как непосредственное получение знания в форме догадки без доказательств и логики.

Обобщим рассмотренный раздел схематически:

 

ОСНОВНЫЕ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

 

Основу человеческого Основу человеческого Основу человеческого

познания составляют познания составляет познания составляет

чувства (чувственный интуиция разум

опыт)

 


Человеческое познание

основано на действии чувств,

разума и интуиции

 


 

       
 
Ощущение  
 
Понятие