Читатель

В домашней библиотеке Константина Григорьевича Киселева, шофера из небольшого города на Украине, десять тысяч книг.

Киселев – читатель необычный: он не просто любит книги и много читает, а сам пишет авторам о том, с чем он согласен или не согласен в их книгах, что ему понравилось, какие мысли появились о прочитанном.

Переписываться с любимыми авторами Киселев начал давно. Первое письмо написал Максиму Горькому, второе – Александру Фадееву, третье – Александру Твардовскому. Получил ответы и вдруг понял: письма написанные им, важны не только для него. «Каждое письмо показывает нам, писателям, что наши книги нужны, что они не стоят на полках. Эти письма – большая радость для нас – так написал ему один поэт».

Все, с кем переписывается Киселев, удивляются, как глубоко он понимает литературу и ее роль в жизни людей. Ему советовали самому написать книгу, рассказать о себе, о своем увлечении, об интересных людях, с которыми он переписывается. Но Киселев такой книг не написал. Он не писатель, он читатель. Но чтение для него не развлечение, а серьезная работа. Он считает, что читать надо уметь и что учить этому надо с детства. Дом его всегда открыт для всех, кто любит читать, думать, разговаривать о литературе. И теперь к нему приходят уже сыновья и дочери первых читателей его библиотеки.

 

СРС № 3 Перепишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркивая корни с чередующимися гласными и ставя в словах с этими корнями ударение.

1. Свеча сильно наг…рела, фитиль покрылся темной шапкой и тихо потрескивал. (Кор.)

2. Зарево ярче оз...ряло снежный лес (А. Н. Т.).

3. Мрачно шагали пог…рельцы, стаскивая в кучу уцелевшую домашнюю утварь. (М.Г.)

4. Учительница по-прежнему сидела, низко скл…нившись над толстой книгой (Гладк.).

5. Все поднялись рано, с з„.рей (Арс.)

6. Наклонившись к окну, Поляков подставил лицо ветру (Рыб.).

7. Под праздник уг…рел со всей семьею Пров. (Д.Бедн.)

8. Был ноябрьский мутный день, с утра в доме г…рело электричество.(Эренб.)

9. Конечно, без потерь дело не обойдется, ибо укл…ниться от боя мы не сможем. (Степ.)

10. Бойченко подошел к старухе и покл…нился ей поясным поклоном.

11. Заг…релись огни в окнах соседних дач. (Гайд.)

12. Все еще никак не мог разг…реться день. (Саян.)

13. Сложив все бумаги в походный несг…раемый ящик, он пошел в свою землянку. (Овечк.)

14. Под самым окном, накл…нясь над водой, росла развесистая береза (Акс.).

Литература

1. Лебединский С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. —

2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Б ГУ, 2007. — 470 с.

2. Мирзаева И.Р., Солиева К.А. Русский язык для всех.- 2-е изд., дополненное. – Т.: ТГЮИ, 2010 – 186

3. Продолжаем изучать русский/Царева Н.Ю., Будильцева М.Б., Кацевич А и др. – 4-е изд.., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 2009.- 288 с

4. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

5. Е.В.Капелюшник, А.М.Мухачева, Л.А.Пономарева, Е.А.Шерина Между строк. Учебное пособие по чтению для иностранцев. – Томск, Изд-во ТПУ, 2005. – 51 с.

6. Русский язык как иностранный. Дидактические материалы. Базовый уровень. Модуль 5. Зажги свою звезду. Под общей редакцией Г.В.Вариченко, Ж.В.Прокониной – Минск: Издательский центр БГУ, ГУО «Институт непрерывного образования», 2009. – 38 с.

7. Русский язык как иностранный. Дидактические материалы. Базовый уровень. Модуль 6. История и современность. Под общей редакцией Г.В.Вариченко, Ж.В.Прокониной – Минск: Издательский центр БГУ, ГУО «Институт непрерывного образования», 2009. – 56 с.

8. Овсиенко Ю.Г. Русский язык: Учебник. Книга 2. Средний этап обучения. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз. Курсы, 2008. — 248 с.

9. Царева Н.Ю. Русский язык как иностранный : базовый уровень / Н.Ю. Царева, М.Б. Будильцева, И.А. Пугачев. — М.: Астрель: Олимп, 2010. — 188 с.

 


 

  АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №33
  Дисциплина: Русский язык Уровень: 2: Лексическая тема: Ученье – свет Грамматическая тема: Употребление простых глагольных сказуемых       Кол-во кредитов: 2 Практическое занятие   Ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна, Гакрама Каламкас Муратовна

 

Грамматический комментарий

Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).

Типы сказуемых:

1. Простое глагольное сказуемое – ПГС состоит из одного глагола.

2. Составное глагольное сказуемое –СГС состоит из глагола связки (вспомогательного глагола) и основного глагола (инфинитива)

3. Составное именное сказуемое – СИС состоит из глагола связки (вспомогательного глагола) и именной части (имени существительного, прилагательного, числительного и т.д.)

 

1. Прослушайте высказывания об образовании

 

2. Ответьте на вопросы

 

1. Что объединяет все эти высказывания?

2. Почему великие мыслители мира так высоко оценили человеческое знание?

3. Выучите одно из высказываний наизусть.

 

3. Вспомните, какие подобные высказывания вы знаете на казахском языке.

 

4. Прочитайте текст.