Как формы существования материи.

Движение, пространство, время

Структурные уровни материи.

Неживая природа Живая природа
Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень
Субмикроэлементарный Биологический микромолекулярный (доклеточный) Индивид
Микроэлементарный Клеточный Семья
Ядерный Микроорганический Коллективы
Атомарный Многоклеточный Большие социальные группы (классы, нации)
Молекулярный Организм в целом Государство (гражданское общество)
Макроуровень Популяции (биотоп) Системы государств
Мегауровень (планеты, звездно – планетные системы, галактики) Биоценоз Человечество в целом
Метауровень (метагалактики) Биосфера Ноосфера

 

При этом неорганическая и органическая природа, а также социум представляют собой самоорганизующиеся системы разного уровня, которые связаны генетически и находятся во взаимодействии. Иначе говоря, система высшего уровня возникает на основе низшей и включает ее в себя в «снятом» виде. Но: перенос свойств низших уровней материи на высшие неправомерен, т.к. каждый уровень материи обладает своей качественной спецификой, подчиняется своим закономерностям.

 

 

Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает во взаимодействие с другими фрагментами мира, в т.ч. и с человеческим сознанием. Познание, собственно и есть один из моментов такого взаимодействия. Движение как философская категория, служит для обозначения фундаментального свойства материи – существовать и проявлять себя только в перемещении, взаимодействии и изменении.

Движение – свойство (атрибут) материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.

Как универсальное свойство материи, движение обладает рядом признаков, качеств, собственных свойств. Важнейшие из них:

٠ движение объективно, т.е. оно существует независимо от сознания человека, т.к. причина движения, изменений материи заключается в ней самой как субстанции вечной и бесконечной;

٠ движение всеобще: в природе нет таких материальных явлений, которые были бы лишены движения, а само их существование и взаимные превращения форм материального бытия определяется движением;

٠ движение абсолютно: не отвергая момента покоя, устойчивости, стабильности (без чего невозможно было бы существование определенных структурных форм материи), современная философия рассматривает его лишь как момент того же движения и в этом смысле покой преходящ, временен, относителен.

Многообразие мира, форм его движения породили потребность в упорядочении, классификации конкретных форм движения материи, которые тесно связаны со своим носителем. Согласно Гегелю, в природе существует три основных формы движения: механическая, химическая и органическая. Ф. Энгельс предложил другую классификацию, выделив такие формы материи, как: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Здесь каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения. При этом высшие формы движения включают в себя низшие, но не сводятся к ним.

В современной философии естествознания принято выделять три основных взаимосвязанных группы движения материи.

1. В неорганической природе – пространственные перемещения, движение элементарных частиц и полей, движение и превращение атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые колебания, геологические формы движения материи, эволюция космических систем.

2. В живой природе – обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, воспроизводства, экологические системы и т.д.

3. Общественные формы движения материи– многообразие проявлений деятельности людей (революции, реформы, войны и т.п.).

Одним из проявлений движения материальных систем выступает развитие – последовательные, необратимые, качественные изменения, приводящие к преобразованию их (материальных систем) внутренней структуры. Развитие в свою очередь, может быть прогрессивным или регрессивным.

Прогресс – развитие, сопровождающееся повышением уровня организации системы. Регресс – развитие, сопровождающееся понижением уровня организации системы.

Как уже отмечалось, в современной философии и науке существуют две общепризнанные теории развития (саморазвития) – диалектика и синергетика. Термин «диалектика» имеет длительную историю, но развернутой теорией развития в ее идеалистической интерпретации она становится у Гегеля, который разработал систему основных законов и категорий диалектики.

Освободив, как считается, диалектику Гегеля от ее идеалистической оболочки, Маркс и Энгельс наполнили ее материалистическим содержанием. В определении Энгельса диалектика – это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Законы развития Природы описываются объективной диалектикой, законы мышления – субъективной.

Содержание диалектики раскрывается в ее основных принципах, законах и категориях. Выделяют два базовых, обуславливающих друг друга принципа диалектики:

Принцип всеобщей связи и принцип развития, которые конкретизируются в системе ее основных законов и категорий, обладающих универсальным характером.

Принцип всеобщей связи Принцип развития
Раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого, что определяет целостность материального мира, его единства. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредован-ные; пространственные и временные; случайные и закономерные.   Утверждает, что развитие есть универсальное свойство материи: изменение материальных и идеальных объектов, понятое как их саморазвитие, результатом чего является их переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения. В свою очередь движение – основа развития.

 

Основные (парные) категории диалектики: Основные (выраженные через категории) законы диалектики:
٠ единичное и общее; ٠ сущность и явление; ٠ содержание и форма; ٠ возможность и действительность; ٠ необходимость и случайность; ٠ причина и следствие. ٠ закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос – почему происходит развитие, т.е. вскрывает его источник; ٠ закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос – как происходит развитие, т.е. вскрывает его «механизм»; ٠ закон отрицания отвечает на вопрос – какова тенденция развития.

Таким образом, диалектика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и развитии.

Принципы диалектики подкрепляются синергетикойтеорией самоорганизации, отражающей способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в процессе развития той или иной организации мироздания. В понятии самоорганизации отражается общая тенденция развития Природы: от менее к более сложным и упорядоченным формам организации материи, т.е. к эволюции (глобальный эволюционизм). Это, в свою очередь, приводит к признанию наличия у Природы и всех структур мироздания истории их существования и развития, а следовательно, принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой картины мира. Отсюда ­ – принцип историчности.

Материя имеет расположение в пространстве и времени. Философские категории пространства и времени являются абстракциями высокого уровня и характеризуют особенности структурной организации материи. Они являются коренными условиями бытия материи. Как отмечал Ф. Энгельс, «бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства».

В истории философии выделяют два способа интерпретации пространства и времени. Первый – субъективистский, рассматривает пространство и время как способы восприятия мира человеком (А. Августин, И. Кант). Сторонники второго – объективистского подхода считают пространство и время объективными формами бытия, не зависящими от сознания человека. В рамках этого подхода исторически первой была субстанциальная концепция пространства и времени, идущая от Демокрита и Эпикура. Ее онтологической основой стала механика И. Ньютона. Согласно этой концепции пространство и время – нечто самостоятельно существующее наряду с материей как ее пустые вместилища.

Сторонники второй, реляционной концепции (Аристотель, Г. Лейбниц) понимали пространство и время как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Именно эта концепция получила свое естественнонаучное подтверждение благодаря открытию в XX в. теории относительности А. Эйнштейна, которая обосновала неразрывную связь в движущейся материи с пространством и временем.

Пространственно – временные характеристики имеют свою специфику не только на уровне микро-, макро- и мегамира, но и на уровне живой природы, а также в социальной действительности.

Выделяют как общие (объективность, всеобщность), так и особенные характеристики пространства (трехмерность, однородность, изотропность) и времени (одномерность, однородность, необратимость).

Заметим еще, что современная наука, и прежде всего космология, выдвигая модели Вселенной, исследует только локальную область универсума, которому присуща пространственно – временная бесконечность. Но ее следует понимать не в смысле метрической бесконечности, а как качественную неисчерпаемость пространственно – временных структур материи.

Указывается и на такие свойства пространства и времени, как их абсолютность и относительность. Что это означает?

Абсолютность пространства и времени состоит в том, что они являются всеобщими, необходимыми свойствами существования движущейся материи.

Относительность их выражается в том, что пространственно – временные структуры и ритм времени определяется состоянием движущейся материи, особенностями материальных объектов, физических полей, позицией наблюдателя и т.п.

Итак, пространствоформа, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Времяформа бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность смены их состояний в процессе развития.

 

13.3. Принцип детерминизма и материального единства мира.

 

Как уже отмечалось, материя как субстанция во всем многообразии своих проявлений понимается как самоорганизующееся бытие, взятое в аспекте всех его изменений, со всем присущим ему эволюционным потенциалом.

Соответственно к теоретическим характеристикам субстанции относят:

٠ самодетерминацию (определяет самое себя, несотворима и неуничтожима);

٠ каузальность (включает в себя всеобщую причинную обусловленность всех явлений);

٠ целостность (указывает на единство сущности и существования).

Эти характеристики вытекают из диалектического подхода, согласно которому изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими – то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обуславливает какие – либо последующие явления. Причина – это явление, обусловливающее, порождающее другое явление. Различают причины внутренние и внешние, главные и второстепенные, объективные и субъективные и др. Следствие – явление, порожденное другим явлением. При этом одна и та же причина при различных условиях вызывает разные следствия, как и одно следствие может быть вызвано разными причинами. Ключевым в принципе причинности является отношение порождения между причиной и следствием. Отыскание причинно – следственных связей – высшая задача познавательной деятельности человека. Выражением всеобщей взаимосвязи явлений является принцип детерминизма, которому противостоит индетерминизм.

Детерминизм – это учение об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Индетерминизм – это учение, отрицающее объективность причинной связи.

Индетерминизм отказывается от идеала научного описания и во всех метаморфозах видит простую игру случая. В этой связи указывается, например, на случайное поведение частиц или свободу воли человека. Но подлинная наука никогда не откажется от принципа причинности. В то же время представления о причинности исторически изменялись. Следствием этого является трансформация принципа детерминизма.

В философии и науке XVII – XIX в.в. доминировал механистический детерминизм, который трактовал все типы взаимосвязи как механические и отрицал объективный характер случайности, но открытия в квантовой физике выявили ограниченность такого детерминизма. Современный детерминизм признает объективный характер случайности. Причинно обусловленными являются не только необходимые, но и случайные явления. Необходимые события имеют своей основой существенные свойства и отношения объектов и происходят всегда определенным образом. Случайные события могут произойти или не произойти, что зависит от целой совокупности несущественных условий. Случайность оказывает влияние на ход необходимого процесса, ускоряя или, напротив, замедляя его.

Кроме того, утверждается, что кроме отношений порождения существуют и другие, непричинные формы обусловливания: связи состояний, структурные, функциональные, корреляционные, вероятностные, целевые – особые типы детерминации в обществе и культуре, связанные с целеполагающей деятельностью человека. Вероятностная же детерминация не является однозначной: в каждый момент времени существуют несколько вариантов развития ситуации, и реализуются только те возможности, для которых сложились необходимые условия. Так, согласно синергетике, детерминация будущего состояния открытых неравновесных систем их прошлым состоянием имеет необратимый, неоднозначный характер, т.е. включает в себя разные возможности.

Выражением необходимых связей явлений выступает закон. Закон понимается как объективная, необходимая, всеобщая, повторяющаяся и существенная связь между явлениями и событиями. Открытие законов – главная задача научного познания. Поскольку бытие многообразно, существует огромное количество форм и типов законов, которым подчиняются изменения в действительности. По степени общности различают законы всеобщие, особенные и специфические; по сферам действия – законы природы, общества или мышления; по механизмам и структурам отношений детерминации – динамические и статические и т.п. Для динамических законов характерны однозначные (например, законы классической механики), а для статистических – многозначные, вероятностные связи (например, законы квантовой механики, а также законы в обществе и истории).

Из признания субстанциальности и абсолютности материи в философии диалектического материализма, вытекает принцип материального единства мира. Материальное единство мира проявляется:

٠ во взаимной связи всех структурных уровней материи, во взаимозависимости явлений микро-, макро- и мегамира;

٠ в наличии у материи комплекса универсальных свойств и диалектических законов структурной организации, изменения и развития. К числу универсальных свойств материи марксистская философия относит ее несотворимость и неуничтожимость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость ее структуры и детерминированность всех явлений.

Вместе с тем материальное единство мира имеет множество различных форм проявления, последовательно раскрываемых наукой и практикой. Иначе говоря, материя существует в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. В структуре каждой из этих конкретных форм материи не существует какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием структурных связей, способен к внутренним изменениям, превращениям в качественно иные формы материи.

Следует заметить, что в философии XX – начала XXI в.в. проблема материального бытия разрабатывается далеко не всеми философскими течениями. В настоящее время дальнейшее его изучение продолжается главным образом в философии естествознания и в философии науки. Но в любом случае уяснение философского представления о материи и ее качественных характеристиках является необходимым условием развития личности независимо от того, каких мировоззренческих представлений она придерживается.

 

 

14. Наименование темы: «Сознание как предмет философского анализа», лекция, отведен 1 час.

 

14.1. Сущность сознания.

14.2.Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.

 

14.1. Сущность сознания.

 

В философском понимании с категорией «материя» соотносится категория «сознание». В этих категориях конкретизируется содержание понятий «материальное бытие» и «идеальное бытие».

Сознание – это философская категория, означающая первооснову идеального бытия.

Проблема идеального, сознания, на протяжении тысячелетий привлекала внимание философов. Однако и сегодня феномен сознания во многом остается загадкой. Почему? В отличие от объективно существующих вещей, сознание нельзя измерить, каким – то образом количественно выразить или наблюдать. Кроме того, сознание выступает и объектом, и субъектом философской и научной рефлексии, стремящейся к постижению самой себя в собственных терминах и значениях.

Сознание как первооснова материального мира впервые получило осмысление в философии платонизма, а до того оно мыслилось либо как разум (Логос) – большой, космический и малый, человеческий, либо как то, что тождественно чему – то материальному, вещественному. Так Демокрит считал, что душа человека, как и весь окружающий мир, состоит из атомов, только более легких и подвижных. Платон, введя в философию понятия «идеальное», «идеальный мир», резко противопоставил их понятиям «материальное», «материальный мир». Идеальный мир, по Платону, существует объективно, независимо от существования человека.

В средние века получило распространение понимания сознания как идеальной первопричины мира, как божественного разума. Человек же обладает лишь слабым отблеском божественного сознания. Начиная с эпохи Возрождения сознание стало восприниматься как атрибут человеческого бытия, а философия Нового времени акцентировала внимание на познавательных способностях человека.

Немецкая классическая философия поставила вопрос о структурах сознания, законах его существования и границах познавательных возможностей человека. XX век принципиально изменил угол зрения на человека и его сознание. Философия жизни, экзистенциализм, феноменология, психоанализ и другие направления обращаются не столько к сознанию, сколько к целостному неисчерпаемому миру субъективности человека, которую невозможно постичь рационально.

В целом в философии выделяют несколько подходов к проблеме сознания, каждый из которых приводит свои обоснования. Это:

٠ физикализм, идущий от вульгарного материализма – односторонний материалистический подход, согласно которому сознание по существу отождествляется с физическими состояниями мозга и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук («теория тождества», «теория элиминации» и др.);

٠ солипсизм – другой крайний взгляд на сознание, согласно которому сознание индивида – единственно достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм Д. Беркли, И.Г. Фихте и др.). Между этими крайними направлениями находятся:

٠ объективный идеализм– признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отдает приоритет и рассматривает его как надындивидуальное мировое сознание (Платон, Г.В.Ф. Гегель и др.).

٠ умеренный материализм– считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя – точка зрения, наиболее характерная для марксисткой философии. Эта точка зрения считается наиболее разработанной и хорошо согласующейся с современным естествознанием.

В философии марксизма сознание толкуется как свойство людей отражать и тем самым осмысливать окружающий их мир материальных и духовных явлений. Отражение как результат всеобщего взаимодействия явлений есть одно из универсальных свойств материи. В результате длительной эволюции этого свойства (оставление физических следов химические процессы раздражимость растений и микроорганизмовчувствительность животныхпсихика высших животных духовное бытие человека) и возникло человеческое сознание как высшая форма психического отражения действительности, связанная с понятийным и оценочным мышлением.

Указывается на естественные и социальные предпосылки возникновения и развития сознания. К первым относится прежде всего способность человеческого мозга как высокоорганизованной материи отражать явления действительности, ко вторым – человеческая предметно – практическая деятельность и речь. В процессе этой деятельности происходит диалектическое взаимодействие мыслящего субъекта (человека как социального существа) и разного рода объектов, вовлекаемых в сферу его деятельности, с которыми он так или иначе взаимодействует. То есть, реально преобразуя мир, человек осмысливает его, все глубже познает свойства и отношения многих явлений.

 


Сущностной характеристикой сознания является его идеальность: чувственные и мыслительные образы вещей идеальны, т.е. существуют как проявления внутреннего, духовного мира человека. Материя объективная, а сознание – субъективная реальность. В то же время психика человека как субъективная реальностью обуславливается реальностью объективной, материальными факторами:

٠ внешними – свойствами и связями отображаемых человеческой психикой явлений;

٠ внутренними – свойствами нервных физиологических процессов в мозге человека.

В этом смысле сознание можно определить как идеальный образ материального мира, или по Ленину, субъективный образ объективного мира.

Сознание как особая, идеальная, творческая активность человека выступает важнейшим инструментом познания, общения, практической целенаправленной деятельности людей. В этом качестве оно позволяет человеку (человечеству) преобразовывать природный, социальный мир и самого себя. В то же время особо подчеркивается социальная природа сознания. Это означает, что сознание:

٠ возникает и развивается в процессе становления и развития всего человеческого рода на основе трудовой и коммуникативной деятельности предков человека;

٠ формируется в процессе индивидуального развития каждого человека благодаря его вовлеченности в совместное с другими людьми социокультурное бытие и общение.

Из признания социальной природы сознания следует, что сознание диалогично, оно есть совместное с другими знание.

Еще одна особенность сознания – то, что оно существует в знаково-символической форме. Поскольку сознание идеально, то материальным средством его выражения выступает язык как система знаков и символов. Знаком или символом называется чувственный объект (предмет, явление), который является заместителем другого объекта (предмета, явления). Различают язык естественный, т.е. язык повседневной жизни (устная, письменная речь, жесты, мимика, телодвижения и т.п.) и искусственный, созданный для каких – либо узких потребностей (математическая символика, язык физический, компьютерный, философский, различные системы сигнализации и т.д.).

С помощью языка люди общаются, осуществляют познание мира и самих себя, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга. Образно говоря, сознание движется по миру в повозке языка. И хотя сознание и язык нельзя отождествлять, но нельзя и отрывать их друг от друга. Язык есть материальная оболочка мысли, а мысль (даже внутренняя) всегда «закодирована» в знаке, символе, слове. Иначе говоря, сознание существует как символическая действительность.