Современное понимание бытия.

 

Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные; природа, общество и культура; люди, их действия, мысли и чувства – все то, что образует целостное единство мироздания.

Бытиеэто философская категория, с помощью которой осознается всеобщая связь между всем существующим: природным, социальным, духовным.

Важнейший признак бытия состоит в том, что в отличие от бесструктурного небытия, оно разнокачественно, разнообразно, т.е. имеет определенную структуру.

Соответственно основными формами бытия выступают:

٠ природное бытие – весь мир неживой и живой природы, все природные процессы на Земле и в Космосе;

٠ социальное бытие – бытие общества, людей, их совместная деятельность, общественные отношения и социальные институты;

٠ духовное (идеальное) бытие – духовный мир, мир идей, вся сфера целеполагания, сопряженная с деятельностью сознания.

 

Все эти три рода бытия сосуществуют и взаимодействуют, не теряя при этом своего сущностного различия. Их главные особенности, выявляемые философией и наукой XX в., это:

٠ системность;

٠ эволюционизм;

٠ самоорганизация. В чем их суть?

Системная организация универсума означает его расчлененность на ряд больших, внутренне упорядоченных и связанных между собой групп. В неживой природе это мега-, макро- и микромир; в живой – доклеточный, клеточный, многоклеточный и надорганизменный уровни; в социальном – бытии – основные сферы общественной жизни (экономическая, социальная, политико-правовая, духовная). Применительно к идеальному бытию можно говорить о его деление на виды (общественное и индивидуальное – также системное образование), уровни (обыденное и теоретическое; идеология и общественная психология), формы (философия, наука, религия, право, искусство и др.).

Понятно, что развитие общественного бытия невозможно без его постоянного взаимодействия с природным бытием, а бытие общества и человека как существа социального синтезируют в себе материальное и духовное начала.

Идея глобального эволюционизма все существующее рассматривает с точки зрения развития: процесс развития природы и общества происходит в форме постепенных количественных и скачкообразных качественных преобразований. Первоначально идея эволюции возникла в биологии (Ч. Дарвин), но физика и астрономия оставались не задеты эволюционным учением. Применительно к этим наукам идея эволюции начала утверждаться только с 20-х г.г. XX в. в результате открытия расширения Вселенной, ее нестационарности, т.е. все формы бытия – природная, социальная, духовная предстают как результат постоянного процесса эволюции.

С точки зрения эволюционизма можно выделить три уровня бытия:

٠ потенциальное бытие, существующее в возможности, которое следует отличать от небытия;

٠ актуальное бытие, т.е. реализовавшая себя возможность (наличная реальность);

٠ нисходящее бытие, идущее к своей гибели.

За всем этим многообразием проявлений бытия обнаруживается единство мира, которое, согласно марксисткой философии, состоит в его материальности. С этой точки зрения абсолютное небытие невозможно: уходя в прошлое, фрагменты настоящего бытия, не перестают бытийствовать, а переносятся в другую сферу или на другой уровень. Хотя: некоторые современные ученые и философы признают небытие, трактуя его как творческое ничто, смыслообразующий вакуум, Мировой Разум или даже Бог.

Принцип самоорганизации означает понимание бытия как чего-то самостановящегося и самосовершенствующегося, обладающего эволюционным потенциалом. Самоорганизация есть способность самопроизвольного возникновения, существования и разрушения открытых систем, которые носят универсальный характер. Соответственно протекающие в них процессы способствуют самоорганизации всего бытия (мира).

В современной философии и науке существуют две общепризнанные теории, в которых рассматриваются вопросы самоорганизации и саморазвития бытия: диалектика и синергетика.

В отличие от диалектики, сформировавшейся в виде философской теории, синергетика возникла как одна из концепций в физике во второй половине XX в., а затем приобрела мировоззренческий статус (подробнее о них – см. разд. 5.3).

Социальное бытие в его современном состоянии характеризуют такие динамичные изменения и процессы, как:

٠ глобализация, т.е. вхождение человечества в единую систему социальных, культурных, экономических, политических и иных связей, что приводит к возрастанию общепланетарного единства человечества, его превращение в новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью, требующую нового, планетарного стиля мышления;

٠ информатизация – широкое распространение и применения в различных сферах человеческой деятельности новейших информационных технологий, нарастание в современном обществе процессов информационной коммуникации с широким применением технических средств и прежде всего, компьютерных систем, с чем связано формирование информационного общества;

٠ виртуализация – процесс вхождения человека, в результате его взаимодействия с компьютерной техникой (в т.ч. оснащенной средствами мультимедиа), в мир новой, виртуальной реальности, что позволяет моделировать возможные формы общественного бытия и связанный с ними код поведения. В конечном счете, виртуальные формы общественного бытия выступают реальным измерением сферы идеального (внутреннего мира) человека, а средством этого измерения становятся информационные технологии.

Современные подходы к духовному бытию связаны с учетом его многомерности и многоаспектности. Соответственно основным аспектам идеального бытия философская и научная мысль выделяет такие его особенности, как:

٠ инструментальность: сознание является важнейшим инструментом познания, общения, практического действия (гносеологический и праксиологический аспект);

٠ ценностный плюрализм (от лат. – «множественный») предполагает многообразие мнений, религиозных, философских и иных воззрений в открытом обществе и, соответственно право каждого человека на свободный выбор ценностных ориентаций и предпочтений в рамках правового порядка (аксиологический аспект);

٠ неустранимость иррациональных (недоступных разуму) начал в психической жизни человека во многом ответственных за такие его творческие проявления как: интуиция, воображение, фантазия и т.д.

В настоящее время открываются новые возможности значительного расширения потенциала духовного бытия, например, моделирования психических процессов за счет использования кибернетических и электронно-вычислительных систем, применения символьных миров, связанных с функционированием виртуальных технологий и т.д. – всего того, что способствует большей самоактуализации человека, высвечивает новые грани его сознания.

Вместе с тем необратимые процессы самоорганизации, происходящие в общественном и духовном бытии носят противоречивый характер, порождают новые проблемы и опасности, которые должно учитывать и решать человечество.

 

 

13. Наименование темы: «Философское понимание материи», лекция, отведен 1 час.

 

13.1. Философское понятие материи.

13.2. Движение, пространство, время как формы существования материи.

13.3. Принцип детерминизма и материального единства мира.

 

13.1. Философское понятие материи.

 

Понятие материи неотделимо от понятия бытия. С точки зрения материализма, хотя материя и является лишь частью бытия, тем не менее она представляет собой то первичное, объективное, что является определяющим для развития всего остального мира. Но поскольку материализм исторически изменялся, менялось и смысловое наполнение понятия материи.

Первоначально термин «материя» (от лат. – «вещество», «материал») как перевод на латынь греч. слова «гюле» (букв. – «корень», «древесина», «материал») использовался в философии для выражения взгляда на мир как на организм, созданный из одного материала, общей основы – материи. Первым этапом такого, натуралистического представления о материи как естественных первоначалах (вода, воздух, огонь, атомы и т.д.), из которых формируется все многообразие мира, был античный материализм. В его понимании материя еще не противопоставлялась сознанию: душа (человека, животных, растений) также мыслилась как совокупность мельчайших материальных частиц. Только после создания Платоном учения об идеальном мире понятие «материя» в философском знании начинает противопоставляться понятию «сознание» («дух»). У Аристотеля, который впервые использует это понятие, материя также мыслилась как пассивный субстрат, способный к восприятию разных форм.

Вторым этапом стало представление о материи как веществе в философии Нового времени и Просвещения. Здесь под материей стали понимать не столько материал, из которого сделаны все вещи, сколько совокупность свойств, общих для всех вещей: конфигурация, протяженность, весомость и др. Особое значение для определения материи имела физическая наблюдаемость, фиксируемость этих свойств.

Понимание материи как вещества продержалось до конца XIX в. Но фундаментальные научные открытия конца XIX – начала XX в. обнаружили такие новые явления (электромагнитное поле, радиоактивность, делимость атома и др.), которые никак не укладывались в старые представления о материи. Сведение материи к веществу, т.е. к частному представлению о ней в механической философии и науке привело на рубеже XIX – XX в.в. к кризису в физике («Материя исчезла, остались одни уравнения»), выходом из которого стало новое определение материи, предложенное В.И. Лениным в рамках диалектического материализма, что можно считать третьим этапом развития представлений о материи. В его определении подчеркивается, что «единственным свойством материи с признанием которого связан философский материализм есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».

Определение материи как объективной реальности, первичной по отношению к реальности субъективной, к сознанию, называется гносеологическим и не является единственным. Кроме него существует онтологическое понимание материи как субстанции. И в таком ракурсе материя и сознание не противопоставляются абсолютно, ибо сознание есть особое свойство высокоорганизованной материи (человека), возникшей в ходе ее длительного исторического развития.

Будучи субстанцией, материя никем не создана и неуничтожима. Неуничтожимость понимается в количественном и качественном плане: ни одно из свойств материи не может быть окончательно утрачено, материя существует вечно, переходя из одной формы в другую. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух- - возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя.

Таким образом, в самом широком выражении материю можно определить как философскую категорию, означающую первооснову материального бытия.

Онтологическое понимание материи в марксисткой философии, будучи тесно связано с развитием научной картины мира, учитывает усложнение представлений о строении материального бытия. При этом выделяются некоторые всеобщие, универсальные, атрибутивные (существенные) его свойства. К ним относят:

٠ системность (упорядоченность, организованность);

٠ внутренняя активность (движение, изменение, развитие);

٠ пространственно – временная форма существования, информативность (способность содержать в себе определенный объем информации).

В отношении первого свойства. Системность материального мира означает единство его внутренней расчлененности (структурности) и организованности. В результате он предстает как система систем: систем объектов, систем свойств, систем отношений и связей. Современная физика выделяет два основных способа существования материи: вещество и поле. Основной характеристикой вещества является масса, поля – энергия.

В материи, существующей в виде вещества, в качестве основных структурных частей выделяют неживую и живую природу с их уровнями, а высшим этапом в развитии живой природы считается сложноорганизованная социальная жизнь.