Судьбы России в философии XX в.

 

Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое внимание этой теме посвятил другой русский религиозный философ и публицист И.А.Ильин(1882— 1954), но акцент он сделал на роли государственных начал в развитии России. Основные труды: «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», «Религиозный смысл философии», «О сопротивлении злу силой» и др.

С позиций идеологии неомонархизма, Ильин выдвигал правовое обоснование «сильной власти». Существование же права обусловлено наличием соответствующего правосознания, которое зиждется на «истинном патриотизме», на «чувстве государственности». По мнению Ильина, именно патриотическое единение людей, имеющее «в корне духовную природу», составляет опору государства, что, в конечном счете, и делает возможным осуществление права.

В истинно правовом государстве, на его взгляд, «власть фактически не может и не должна осуществляться всем народом сообща», а должна «осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу». В реальном воплощении эти идеи сильной власти приводили к монархии, с которой Ильин связывал «грядущую судьбу» российской посткоммунистической государственности.

Философ не скрывал своего отрицательного отношения к идее введения демократии в России. Не будучи противником демократии вообще, он допускал её возможность лишь в особых случаях. В России же власть слабая,

то есть, собственно, демократическая, «развалит и погубит» страну, ввергнет в коррупцию, безобразную смуту, гражданскую войну. При этом Ильин принципиально отличал «сильную власть» от тоталитарной, деспотической, вроде утвердившейся под видом коммунизма, власти большевиков.

Сильная власть, или монархия, несводима к жёсткой централизации: она самодержавна, но не деспотична. Отличительная черта «новой монархии» - «сильный центр, децентрализирующий всё, что можно децентрализировать без опасности для единства России». Все государственные дела окажутся разделёнными на две категории: центрально-всероссийские, верховные и местно-автономные, низовые. То есть Ильин был абсолютно убеждён, что монархия совместима с общественным самоуправлением, если между ними не будет никаких парламентарных, демократических ограждений.

В ином ключе, в духе метафизики всеединства В. С. Соловьева, проблема судеб России разрабатывалась в начале XX в. Е. Н. Трубецким, В. Ивановым и др. Суть выдвинутой ими «русской идеи» сводилась к обоснованию глубокого духовного единства России и Запада и к критике славянофильских установок на особое мессианское призвание русского народа.

В послеоктябрьский период появился еще один оригинальный подход к пониманию места России в мировой истории. Этот подход, обосновывавшийся группой русских философов-эмигрантов (Н. Трубецкой, Г. Флоренский, Л. Красавин) получил известность как концепция евразийства. Название течения связано с географическим именем континента Евразия, поскольку оно стремится объяснить историческое и культурное своеобразие, особый путь России особенностями ее местоположения.

В центре концепции евразийства был тезис о том, что Россия – особая страна, органически соединившая в себе элементы Востока и Запада, создавшая своеобразную русско-евразийскую культуру.

Размышления и дискуссии на тему исторических судеб России, ее места в мировой цивилизации, ее будущности не прекращаются и сегодня.

В целом изучение русской философии может помочь в более глубоком и полном понимании русской культуры, ее особенностей, ее исторического развития.

Круг идей отечественной философии может помочь также в поиске человеком духовных, социально-жизненных истин, в решении сегодняшних нравственных и социальных проблем, в постижении настоящего и предвидении будущего.

 

 

Раздел III. Проблемы онтологии и гносеологии.

 

 

12. Наименование темы: «Проблема бытия», лекция, отведен 1 час.

 

12.1. Проблема бытия в истории философской мысли.

12.2. Современное понимание бытия.

 

 

12.1. Проблема бытия в истории философской мысли.

 

Бытие – одна из главных философских категорий. Изучение бытия осуществляется в таком разделе философского знания, как онтология (от греч. – «бытие» и «учение»). Ранее всего этот термин встречается в «Философском лексиконе» (1613 г.) немецкого философа Р. Гоклениуса. Сама же онтологическая проблематика возникла гораздо раньше: еще в античной философии.

Оговоримся: необходимо различать понятия «бытие» и «субстанция», которые иногда отождествляют. Понятие субстанции (от лат. – «сущность») означает первооснову всего сущего, которая не зависит ни от чего другого. Но: хотя эти понятия тесно связаны, пересекаются, однако отражают различные аспекты жизни человека в мире. Категория бытия помогает человеку оценить свои собственные возможности, «меру своего присутствия» в мире, границы и смысл своего собственного существования. Категория субстанции помогает человеку «обжиться» в окружающем мире, установить исходные принципы структурной организации мира, связи единого и многого, генезис всего существующего.

Предельно широкое философское понятие – «бытие» по-разному трактовалось в истории философской мысли. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предельные основы, первоначала мира, которые представлялись в качестве стихий: воды (Фалес), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит), затем – атомов (бытия) и пустоты (небытия) (Демокрит). В более абстрактной форме проблема бытия была поставлена элеатами. Основной тезис Парменида, исходившего из тождества бытия и мышления таков: бытие есть, а небытия нет. Его последователи развивали эти идеи и доказывали, что бытие едино, непротиворечиво и неподвижно. У Гераклита же, напомним, бытие текуче, противоречиво и изменчиво.

Использовав идеи Парменида о неизменности бытия, с одной стороны, и идеи Гераклита об абсолютной изменчивости бытия – с другой, Платон разработал собственную онтологическую систему: истинно сущим, вечным, неподвижным и совершенным бытием является иерархически упорядоченный мир эйдосов, идей, которым противостоит мир небытия – материи. Между миром бытия и небытия балансирует мир чувственных вещей, бытие которых неподлинно, ибо оно временно, изменчиво и преходяще. Аристотель разрабатывает концепцию о четырех причинах всего сущего, проводя идею бытия в действительности и бытия в возможности.

В средневековой философии истинным бытием является Бог. Мир и человек вторичны по отношению к Богу, являясь его творениями. Человек – образ и подобие Бога, поэтому несет в себе частицу истинного бытия.

В философии эпохи Возрождения бытие соотносится, прежде всего, с бытием материальной природы. В это время появляются первые пантеистические интерпретации бытия как тождественного природе и Богу.

В философии Нового времени, озабоченной гносеологическими проблемами, бытие впервые отождествляется с субстанцией. Поиск субстанциальных основ бытия привел к формированию разных представлений о нем. Это – монизм (Спиноза), дуализм (Декарт), плюрализм (Г. Лейбниц).

В философии Просвещения также сохраняется представление о бытии как субстанции, но все ее свойства приписываются вещественной материи, которая существует в трехмерном пустом пространстве, линейном однородном времени и подчинена законам механики.

Реабилитация понятия человеческого бытия начинается только в рамках классической немецкой философии. Для И. Канта вопрос о бытии самом по себе не имеет смысла: оно (бытие) зависит от познавательных способностей человека, упорядочивающих хаос реальности. Поэтому антропология, а не онтология становится ведущей подсистемой философского учения Канта. У Г. Гегеля субстанцией и первоосновой мира становится абсолютная идея. Исходная точка ее движения – бытие, как нечто неопределенное, бескачественное, неустойчивое. Следующим этапом является небытие. Единство бытия и небытия задает категорию становления.

Марксистская философия отождествила бытие с материей, понимаемой как объективная, существующая вне и независимо от сознания, реальность. Правда, возникший в XX в. на основе трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, диалектический материализм использует понятие бытие в широком и узком смысле. Бытие в широком смысле – это весь вечно существующий, непреходящий, бесконечный во времени и пространстве мир, который включает в себя все формы существования – и материальные (вещи), и духовные (идеи).

В узком же смысле понятие бытия отождествляется с материей, которая несотворима и неуничтожима. Поэтому невозможно абсолютное небытие, оно может быть лишь относительным, когда одни материальные состояния и формы переходят в другие. Сознание же, которое содержательно отражает материальное бытие и не существует без материального носителя, есть вторичный род бытия – идеальное.

В конце XIX – начале XX в.в. происходит радикальная трансформация классического представления о бытии. Теперь бытие отождествляется не с разумом или с природой, а с бесконечно изменчивой иррациональной жизнью. Это либо бессознательная и свободная воля (А. Шопенгауэр), либо воля к власти (Ф. Ницше), либо исторические процессы духа (В. Дильтей) и т.д. Вопрос о бытии в трактовке экзистенциалистов – это вопрос о смысле, которым задается человек, сталкиваясь с абсурдностью и неразумностью жизни.

В философии постмодернизма, сформировавшейся в последние десятилетия XX в., бытие предстает как многоплоскостная вселенная умножающихся смыслов. Человек в такой вселенной становится интерпретатором и множителем смыслов, одним из которых является его собственная жизнь.