Материалистические идеи в русской философии.
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др.
Новый взлёт русского материализма наблюдается с середины XIX в., что было связано с быстрым развитием отечественного естествознания, опытных наук (И.М.Сеченов, И.И.Мечников, Н.А.Умов, Д.И. Менделеев), влиянием идей Л.Фейербаха, постановкой вопроса о судьбе России.
Среди ярких представителей материализма XIX века - А.И.Герцен(1812-1870). В центре его работы «Письма об изучении природы» - проблема взаимоотношений между философией и естествознанием. По его мнению, философия и естествознание изучают одно и то же - окружающий «фактический мир» и не могут развиваться без опоры друг на друга: без овладения философской диалектикой естествознание не может создать истинную картину мира в то же время и философия не может развиваться без опоры на естествознание.
Критически перерабатывая Гегеля, Герцен резко с ним расходится в области философии истории: историю он (Герцен) воспринимает как движение человечества к освобождению и себяпознанию, к сознательному деянию. Отсюда его понимание диалектики как «алгебры революции».
Постоянно обращаясь в своей публицистике к теме России и наследуя от Чаадаева критику славянофильства, Герцен в качестве основы «русского социализма» выдвигал общину, артельный труд и мирское управление. И хотя Герцена считают западником и революционным демократом, - после событий 1848г. в Европе он уже не верил в целесообразность революционного насилия и выступал противником любого террора, говорил о необходимости «учить» народные массы, а не «бунтовать» их.
В 60-е годы Х1Хв. в России активно заявляет о себе новая сила - разночинная интеллигенция. Среди её ярких лидеров – Н.Г.Чернышевский (1828-1889). Будучи сторонником антропологического материализма Л.Фейербаха, Чернышевский последовательно проводил материализм как во взглядахнаприроду, так и на человека. В работе «Антропологический принцип в философии» (1860) он, утверждает: поскольку человек состоит из единой материальной субстанции, то и вся его духовная деятельность есть порождение материальной субстанции на определённой ступени развития. То есть человек есть одно существо (он лишён дуализма), имеющее только одну натуру, в которой всё происходит по одному и тому же закону — закону человеческого организма. Это и есть антропологический принцип в философии по Чернышевскому, который он последовательно проводит и в теории познания (способность к познанию является врождённым качеством и органической потребностью человека, а источник знания заключается, прежде всего, в чувственном опыте) и в понимании жизни и истории общества. В отношении последнего Чернышевский проводит следующие идеи: всё историческое развитие общества двигалось успехами знания, которое обусловливалось главным образом развитием средств материального существования, экономики.
Высшей целью и идеалом исторического развития выступает социалистическое общество, ибо «требования человеческой натуры», «человека вообще» более всего выражены в интересе большинства общества, «простолюдинов». Движение к социализму есть, по Чернышевскому, общий закон прогресса, что обосновывается диалектическим методом Гегеля и особенно — законом отрицания отрицания («закон вечной смены форм»). Путь к социализму связан в России с революционной борьбой крестьянских масс , а его основу должна составить община при условии развития в ней промышленности, науки, культуры.
Касаясь, этической проблематики,Чернышевский приходит к следующим соображениям: движущей силой нравственных поступков личности является эгоизм, исходящий из понятия личной пользы, личной выгоды. Но если единственным мотивом признать только личную выгоду, то общество распадётся на враждующих индивидов. Следовательно, тот, кто хочет быть «вполне человеком», должен знать, что «одинокого счастья» нет.
И значит, человек, как существо разумное, должен свободно подчинять личный интерес, личную пользу общему делу, интересам общества в целом, «человека вообще». Отсюда – принцип «разумного эгоизма» у Чернышевского, который есть, по существу, этика поведения революционеров. Недаром концепция Чернышевского (роман «Что делать?») стала для своего времени программой действия для молодого поколения радикалов.
Со второй половины XIX в. России начинает распространяться материалистическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса. Систематическое освещение и популяризация этого учения у нас было связано с деятельностью Г. В. Плеханова(1856 — 1918), которого называют первым русским марксистом. Вместе с тем Плеханов допускал и некоторые отклонения от «буквы марксизма».
Руководствуясь материалистической диалектикой как методом и универсальной теорией познания («диалектика есть алгебра прогресса»), Плеханов применил её к анализу российской действительности и предложил новую революционную программу. Её основные этапы: уничтожение абсолютизма пролетариатом, завоевание политической свободы для дальнейшей деятельности, осуществление социалистической революции.
Ссылаясь на Маркса, Плеханов утверждал, что в текущий период революция в России невозможна, так как капитализм находится в стадии своего становления, да и пролетариат слишком малочислен.
По этому вопросу в полемику с Плехановым вступил другой видный теоретик во многом переосмысленного, большевистского марксизма, В.И. Ленин(1870-1924).
Отвергая идею Маркса о международной коммунистической революции, Ленин утверждает: победа социализма возможна «первоначально в одной или нескольких странах». Обосновывает он это законом неравномерного развития капитализма, открытого народниками. Слабость русского капитализма, согласно Ленину, увеличивала силу пролетариата и открывала ему путь к социалистической революции.
Творчески развивая марксизм и осмысливая революцию в науке рубежа XIX - XX в.в., Ленин (работы: «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради» и др.) вносит важные уточнения в:
- учение о материи и всеобщих формах её бытия – движении, пространстве, времени; критика новейшего идеализма — эмпириокритицизма;
- гносеологию диалектического материализма (вопрос о познаваемости
мира, критика агностицизма, учение об истине как результате и процессе, о роли практики в познании);
- учение о диалектике как всеобщем законе развития мира и его познания (более подробно по этим вопросам — см. учебник «Философия» под ред. В.Н. Лавриненко. М, «Юнити», 1998 с. 196 - 204).
Но, в конечном счете, вся философская теория подчинена у В.И.Ленина практическим целям - целям политической борьбы и революционного переустройства общества, прежде всего - российского. А так как основной вопрос революции — вопрос о государственной власти, то теория государства занимает значительное место в творчестве В.И.Ленина (напр., работа «Государство и революция»).
Согласно ему, после уничтожения эксплуататорского государства социалистической революцией необходимо построение нового — советского государства. И пока оно существует, полной свободы быть не может. Однако оно есть необходимое временное образование на пути к бесклассовому и безгосударственному коммунистическому обществу.
Ленинское учение о диктатуре пролетариата как фазе государственного строительства имело как положительные, так и отрицательные последствия для практики государственного строительства, стоило многих неоправданных жертв.