История русской философии и ее своеобразие.

Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русской православной культуры. В ее развитии выделяют три этапа:

1. XI - первая половина ХVIII в.в., развивалась в религиозной форме (Илларион, Филофей, Максим Грек, Аввакум, Ю. Крижанич и др.);

2. Вторая половина XVIII - первая четверть XIX в.в., эпоха Просвещения в России (Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Д. С. Аничков, А. Н. Радищев и др.);

3. Вторая четверть XIX - первая половина XX в.в.

С 1922 года начинается «эмигрантский» период в развитии русской философии, когда она оказывается в чуждой культурно-исторической среде и постепенно угасает. Время с последней трети XIX в. до 1922 г. именуют «серебряным веком» русской философии. Это было время религиозно-философского ренессанса, культа творчества, свободы духа, обостренного интереса к тайнам человеческой души, господства мистического начала в культуре – то, что отразилось и на русской философии того времени, давшего целый каскад оригинальных идей, имен, характеров. Эта, третья историческая форма русской философии отличается наибольшим своеобразием, и в то же время – связью с западноевропейской философией (влияние неоплатонизма, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха и т.д.), т.е. в ней переплелись – западный рационализм с восточным интуитивным, мистическим мироощущением, принявшим форму русского самосознания и православия.

Ведущие темы для нее: 1. тема исторической судьбы России (ее прошлого, настоящего, будущего, ее роли и места в мировой цивилизации), 2. тема человека, его творчества, свободы, нравственных основ его жизни. В анализе этих тем в Русской философии преобладают гуманизм, нравственно-практическая направленность, тесно связанная с православным миросозерцанием и русским национальным самосознанием.

Начиналась оригинальная русская философия с постановки вопроса об исторической судьбе России. Поставил этот вопрос П.Я. Чаадаев (1791-1856), который написал цикл из восьми "Философических писем". Когда в 1836 году первое из них было опубликовано в журнале Телескоп", в просвещенном обществе разразился скандал. Николаем I Чаадаев был объявлен сумасшедшим и на год отдан под надзор полиции и врачей. Впоследствии написал работу "Апология сумасшедшего".

Суть его взглядов: Божественный разум направляет развитие народов к царству Божию. Народы Европы движутся в этой, подлинной истории, руководствуясь идеями долга, справедливости, права, порядка, которые утверждаются под дисциплинирующим влиянием католической церкви. Существование же России лишёно смысла в мировой истории, ибо Божественное провидение покинуло русский народ. В тоже время Чаадаев не отрицал великого будущего России, ибо: русский народ обладает свободой духа, и не проявил еще своей творческие силы.

Чаадаев пробудил русскую философскую мысль и стимулировал ее раскол на два полюса: славянофильство и западничество.

Славянофилы (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков и др.) проводили идею тотальности, цельности, коллективности и выступали с обоснованием самобытного пути развития России, отличного от пути западного. Это отличие они видели в православной вере и соборности (по Хомякову это – свободное единство православных верующих, основанное на бескорыстной любви к Христу) русского народа, в крестьянской общине. Воплощение и развитие этих начал русской культуры должно, по мнению славянофилов, дать миру идеальную форму человеческого общества на принципах братства, любви и цельности внутреннего мира человека. Для них было характерно понимание нации, как духовного явления и органический взгляд на общество,

Западники (ранним западником считается Чаадаев) подчеркивали приоритет индивидуально-личностного начала в общественной жизни и ориентировались на западноевропейскую цивилизацию. Западничество не было однородно и включало в себя три тенденции: .

1. русский (умеренный) либерализм (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др.) выступали за либеральные реформы, сверху во имя, "начал личности" установление "самодержавной республики";

2. революционные демократы (В.Г.Белинский, А.Н. Герцен, затем
Н.Г. Чернышевский и др.) выступали за крестьянскую революцию и «русский социализм» (Герцен), основанный на русской общине;

3. анархизм, представленный М.А.Бакуниным, который утверждал, что необходимо разрушить государство, ибо оно угнетает народ и подавляет личность. На его развалинах, нужно построить безгосударственный социализм ("анархизм"), основанный на началах народного самоуправления.

При всех различиях славянофилов и западников ("друзей - врагов") объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование ее демократизации.

Непосредственными продолжателями славянофильской традиции в 60-70 е.е. г.г. XIX в. выступали почвенники (Ф.М. Достоевский, Н.Н.Страхов, А.А.Григорьев), которые развивали идеи о национальной почве, как основе социального и духовного развития России. Они обличали: 3апад за бездуховность и разлагающее влияние его материалистических, революционных, социалистиче­ский идей, не отвергая при этом лучших достижений европейской культуры.

Религиозное чувство смирения сочеталось у почвенников с идеей об особой миссии русского народа, призванного дать человечеству "новые формы жизни и искусства" (А.Григорьев). По Достоевскому, русский народ - "народ-богоносец, - душа которого проникнута святыми идеалами христианства, который способен к "всемирной отзывчивости" и может стать поэтому духовной основой единения людей.

В 70-х – 80-х г.г. XIX в.в. России получает развитие народничество,идеологами которого явились П.Л.Лавров (1823-1900) и Н.К.Михайловский (1842-1904) – создатели субъективного метода социологии. По Лаврову историю делают свободные в своих действиях люди, которые, руководствуясь своими идеа­лами, борются за прогресс общества, т.е. его социалистическое переустройство. Н.К. Михайловский считал, что история существует для человека, который является высшей ценностью и высшим критерием общественного прогресса. Поэтому в анализе исторических событий нет абсолютной истины, но есть истина для человека. Она предполагает опору и на факты ("правда - истина"), и на их нрав­ственную оценку ("правда - справедливость"), т.е. ценностно-оценочное отношение к объективной истине.

Как реакция на усиление – влияния западных идей, в России начинает заявлять о себе русская национальная мысль, принявшая форму консерватизма (выступает за сохранение (консервацию) исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни). Среди его видных представителей – Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев.

Н.Я. Данилевский (1822-1885) в книге "Россия и Европа" утверждал, что не существует единой общечеловеческой цивилизации, а есть различные культурно-исторические типы народов (самобытные цивилизации), подобные различным типам живых организмов. Их он насчитывает 11, при этом нельзя говорить, согласно Данилевскому, о превосходстве той или иной культуры, хотя будущее принадлежит славянскому культурно-историческому типу (его сердце-Россия), который должен прийти на смену романо-германской (западноевропейской) цивилизации, переживающей упадок.

Чтобы соответствовать этой исторической миссии, Россия должна сохранять свои устои (православие, самодержавие, община), осознав себя единым народом вместе со всем славянством. Отстаивая свое право на историческое творчество, она не должна механически заимствовать европейские формы жизни.

К.Н.Леонтьев (1831-1891 г.г.) написал двухтомную работу «Восток, Россия и славянство». Восприняв идею цикличности развития культур Данилевского, Леонтьев утверждал, что каждая культура, подобно живому организму, проходит через три этапа: 1. "первичной простоты", когда она только формируется и не проявила еще всех своих возможностей; 2."цветущей сложности", когда она внутренне дифференцируется и в то же время укрепляет свое единство; 3. "вторичного смесительного упрощения" или умирания вследствие исчерпанности своих возможностей к развитию. Западная Европа, говорит Леонтьев, вступила на путь умирания: в жажде материальных благ, немедленных демократических свобод и уравнительных прав (прогресс по-европейски), люди вступают за них в борьбу, проникаясь ненавистью, злобой и теряя индивидуальность. На этот гибельный путь может вступить и Россия.

Чтобы продлить свое историческое существование, Россия должна изолироваться от Европы – сблизиться с Востоком, стремясь к сохранению византийского идеала, включающего самодержавие, православие, сословность.

В русской философии второй половины XIX – XX в.в. выделяется множество направлений: позитивизм, неокантианство, гегельянство, интуитивизм, материализм, религиозная философия и т.д. Выделим и рассмотрим наиболее влиятельные и самобытные. Это:

материалистические идеи в русской философии (А. Н. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин);

философия всеединства (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк и др.);

русский экзистенциализм(предтеча – Ф. М. Достоевский, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов и близкий к экзистенциализму В. В. Розанов);

русский космизм (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский и др.).