Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки.

 

Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоотношения философии и науки, методологии и гносеологии; ее основной принцип – знание может быть получено только как результат научных исследований специальных наук, а философия как особая наука не имеет права на самостоятельное существование. Она должна опираться только на достоверные научные факты, отказавшись от оценочной роли.

Как самостоятельное сциентистское направление в философии позитивизм сложился в 30-е годы XX в. и в своей эволюции прошел ряд этапов. Основателем его считается французский мыслитель О. Конт (1798 – 1867), который положил начало многочисленным концепциям классического позитивизма в разных странах.

Вторая историческая форма позитивизма возникает в конце XIX – начале XX в.в. Его создатели Э. Мах (Германия), Р. Авенариус (Швейцария) и др., провозглашая позитивизм философским реализмом, делали акцент на анализе «физических» и «психических» элементов мира в опыте людей, а также на совершенствовании «позитивного языка науки».

Третья историческая форма позитивизманеопозитивизм. Его прародители, философы «Венского кружка» - М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Л. Витгенштейн, с 1930 г. манифестируют свои концепции как логический позитивизм. В дальнейшем он развивался как аналитическая философия. Их главная идея – в изучении и анализе языка науки.

Анализ понимается как уточнение языковых выражений путем их прояснения. «Прояснить» же означает уточнить значение выражения. Принадлежность высказываний к определенному классу значений осуществляется посредством проверки – верификации. Суть ее в том, что нужно сравнить предположение с фактами, указать конкретные эмпирические условия, при которых оно будет истинно или же ложно.

Четвертая волна позитивизма – постпозитивизм. Главные представители К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др. К. Поппер (1902 – 1994), отходя от приоритета исследования научного языка, обращается к истории науки. Наука стремится к определенности, а единственным способом ее оценки может быть только фальсификация (научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки; отлична от попперовского принципа фальсифицируемости в качестве критерия демаркации науки от «метафизики»). Научный прогресс состоит в смене фальсифицируемых теорий.

По мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, преодолевая падения и торжествуя на взлетах, но общая ее тенденция – рост и совершенствование научного знания. Основные вопросы постпозитивистов – возникновение новых теорий, пути их признания, проблема конкуренции между альтернативными теориями, структура научных революций, методология программ научных исследований, модели развития науки (парадигмальная модель Т. Куна; модель научно-исследовательских программ И. Лакатоса).

Много внимания они уделяли также изучению роли традиций в развитии науки, выяснению критерия социального прогресса.