Философская герменевтика.

 

Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но как философская проблема герменевтика стала разрабатываться немецкими философами Ф Шлегелем (1772 – 1829) и Ф. Шлейермахером (1768 – 1834), который первым обратил внимание на зависимость интерпретации от духовного мира интерпретатора.

Его линию продолжил немецкий философ В. Дильтей (1833 – 1911), представитель «философии жизни». Жизнь он рассматривает как, прежде всего, духовный способ бытия человека в культурно-исторической реальности, который можно понять только из него самого. Для этого Дильтей формулирует метод понимания; это средство постижения собственного мира человека, который является интуитивным и противостоит объяснению.

Науки о природе ориентированы на внешний опыт, науки о духе – на внутренний, и в этой связи для философии незаменимой оказывается психология, но в новом своем варианте – описательной психологии. Задача новой психологии – связать объяснение природы человека с описанием истории человека, его индивидуальной душевной жизни.

Такая психология выступает не только в качестве метода философского познания, но и методологии исторической науки. В ее основе лежит понимание исторического процесса через переживание историком событий самой истории, вчувствование в историю. В отношении культуры прошлого такой метод (наиболее адекватный для гуманитарных наук) выступает как интерпретация – герменевтика.

Онтологический подход к герменевтике обозначился в работах немецкого философа М. Хайдеггера, который истолковывал реальность «жизненного мира» как реальность языковую: язык как исторический горизонт понимания определяет судьбу бытия. У Хайдеггера герменевтика становится свершением бытия.

Его ученик, Х. Г. Гадамер (1900 – 2002) также толкует герменевтику как учение о бытии, как онтологию. Согласно ему, основу исторического познания всегда составляет «предварительное понимание», заданное традицией. Носителем понимания, традиции является, по Гадамеру, язык. Через язык и традиции человек всегда привязан к какому-то определенному времени.

В этом ключе Гадамер интерпретирует так называемый «герменевтический круг» (цикличность процесса понимания), который традиционно рассматривался как доказательство ограниченности человеческой познавательной способности: понять целое – это понять его части, а понимание частей невозможно без знания целого. Преодолеть эту ограниченность возможно, по Гадамеру, только через отмирание всех актуальных связей с историческим явлением. Это позволяет выявить его подлинную ценность через участие в своего роде игре в стихии языка.

Другой видный представитель этого направления французский философ П. Рикёр (1913 – 1997), также разрабатывал герменевтику как способ бытия, предпочитает говорить не о «герменевтическом круге», а о «герменевтической дуге», берущей начало в жизни: 1) происходящей в изучаемом произведении; 2) в жизни его читателя; 3) возвращающейся в жизнь дважды в произведении.

В целом герменевтика со своим категориальным аппаратом и методологией имеет определенное значение при познании культуры разных эпох и исторических типов человечества.