Философия жизни.

 

Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции ( А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил Фридрих Ницше (1844-1900 г.), на которого оказали влияние А. Шопенгауэр ("Мир, как воля и представление"), Платон, Гераклит, Ч. Дарвин и др. Его работы: "Веселая наука", "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Антихрист", "Воля к власти" и др.

Исходное понятие для него - «жизнь», которую он понимает, как вечное движение, становление, постоянное течение, в котором нет истинного и ложного, доброго, и злого, а есть только сочетание различных индивидуальных "воль к власти", каждая из которых стремится самоутвердиться, как можно шире раскрыть свою силу. " Воля к власти " -ключевое для учения Ницше понятие.

Наиболее естественным и свободным образом "воля к власти" утверждается, считает философ, в мертвом, неорганическом мире, вечно движущимся и свободным – от заблуждений. И чем более одушевленный мир представляет данное существо, тем больше оно удалено от Первоначальной жизненной реальности. Поэтому все, что ведет к человеку, является упадком: "Человек это высшее заблуждение природы", " Самый слабый зоологический вид", это слабое, эгоистическое, зависимое, и от того - мстительное, злобное, тщеславное, готовое на предательство существо. :

Но почему человечество в своем большинстве таково? Потому, считает Ницше, что такова современная человеческая цивилизация с ее культурой. Подлинная культура (в досократовской Греции), согласно ему, связана с признанием равноправия двух начал: 1. дионисийского (непроизвольная, свободная, стихийная игра жизненных сил), 2. аполлоновского, выражающегося в размеренности, упорядоченности жизни. Современная европейская культура находится в глубоком кризисе именно потому, что она пошла по пути подавления дионисийского и культивирования аполлоновского, рационального начала. Это означает, по Ницше, насилие над жизнью, подрыв «воли к власти».

При этом главным разлагающим элементом культуры, выступает иудео-христианская мораль - мораль рабов, которая проповедует сострадание, любовь к ближнему, а также демократию и социализм, которые хотят установить равенство и стадность ("коровье") счастье, т.е. все то, что отвлекает человека от истоков самой жизни, ослабляет его "волю к власти". А поэтому господствующая мораль - это извращение воли к власти. Это - инстинкт стада против сильных и независимых, инстинкт посредственных против исключительных.

Следовательно, умозаключает Ницше, нужна радикальная переоценка всех, и прежде всего, нравственных ценностей для освобождения человеческого духа от власти социальных и духовных авторитетов.

Таким разрушителем всех прежних идеалов, носителем новой морали - "морали господ" ("аристократов духа"), является, по Ницше, Сверхчеловек ("белокурая бестия"), который являет собой высший биологический тип: он также относится к человеку, как человек к обезьяне. Сверхчеловек выдавит из себя рабство, стадность, ничтожность( а "слабые и неудачники должны погибнуть") и создаст новые, более совершенные формы жизни. Сверхчеловек (культ " великих людей") у Ницше занимает место Бога, который умер и "это мы его умертвили!".

В произведениях Ницше, для которых характерна художественная выразительность языка, сила образов и эмоций, можно увидеть немало противоречий и парадоксов. Он, например, воюет против нигилизма и декадентства, но сам выступает как декадент, эстетизирующий кризисные явления, аморализм индивидуализм. Ведь Ницше отрицает, по существу, все, кроме мифической и сверхчеловеческой воли к власти.

Анри Бергсон (1859 – 1941). Работы: «Творческая эволюция», «Два источника морали и религии» и др. Суть учения: подлинной реальностью является жизнь, которая отличается и от материи, и от духа.

Сущность жизни может быть постигнута только с помощью интуиции как постижения жизнью самой себя. Жизнь же имеет не пространственный, а временной характер (длительность, непрерывная изменчивость состояний), что не равно механо-физическому времени (относящемуся к материи), анализируемому интеллектом.

Жизнь, в целом, некий космический процесс, «жизненный порыв», который проходит и через человека – творческое существо.