Антропологический материализм Фейербаха.

 

Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке.

Отстаивая материалистические взгляды на природу и человека, Фейербах подверг критике объективный идеализм Гегеля и религию, показав их общие психологические корни. Причина существования религии, по Фейербаху – чувство зависимости, страха, бессилия перед лицом неподвластных человеку стихий. Эта зависимость ищет выход в порождённых фантазией человека образах богов ( в христианстве – одного Бога), у которых он ищет утешение и надежду.

Религия возникла, по Фейербаху, из отчуждения человеческой сущности посредством присвоения Богу тех свойств, которые принадлежат самому человеку. Человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную нереализованную сущность: «Бог есть то, чем человек хочет быть». Таким образом, религия отчуждает от человека его высшую природу, обедняет его и обрекает на рабство. В религиозном отчуждении – корень всех человеческих бед, ибо религиозная вера делает человека покорным, терпеливым, ожидающим грядущего сверхъестественного воздаяния.

Для преодоления религиозного отчуждения необходимо понять, по логике Фейербаха, что человек – не творение Бога, а наиболее совершенная часть вечной и единственно сущей природы. Человек – целостное, предметное существо, взятое в единстве его телесных и духовных качеств: не дух – основа природы ( как у Гегеля), а, наоборот, природа – основа духа, т.к. психика человека, его познавательные способности зависят от его телесной организации. Материалистический сенсуализм Фейербаха проявляется в его убеждении, что человек получает знания о мире в ходе его чувственного созерцания.

Рассматривая человека как природное существо, Фейербах считал сущность человека неизменной (проявление метафизического мышления!), данной от природы. Прирожденно же человеку стремление к удовольствию, счастью (эвдемонизм!), достижение которого возможно, согласно Фейербаху, если человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к другим, ибо человек не может быть счастлив в одиночку, имея потребность в общении, любви: в природе человека заложено стремление к другому человеческому существу, «Я» к «Ты».

Исходя из этого, Фейербах утверждал, что преобразование общественной жизни на основе счастья возможно в результате утверждения в сознании людей ( изменим сознание, изменятся и материальные условия = идеализм в понимании общества!) новой религии – «религии любви», которая должна быть основана на любви человека к человеку, а не на любви человека к вымышленному Богу. Из Фейербаха: «Не Бог есть любовь, а любовь есть Бог» и – «Человек человеку – Бог».

Важнейшие его произведения: «Сущность христианства», «Сущность религии», «Вопросы о бессмертии души», «Основы философии будущего» и др.

Учение Фейербаха подвергли критике К.Маркс ( «Тезисы о Фейербахе») и Ф.Энгельс («Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии») за его метафизический, утопический, абстрактный, идеалистический ( в понимании общества и путей его переустройства) характер, за то, что Фейербах, будучи материалистом, не сумел воспринять диалектику и историзм своих предшественников в немецкой классической философии.

Вместе с тем философское учение Фейербаха является попыткой утверждения самоценности и значимости конкретного человека во всей полноте его телесного и духовного бытия.

 

В целом же немецкая классическая философия дала образец глубоко разработанного философского знания, она утвердила новый, универсальный стиль мышления в европейской культуре и философии, обогатив их принципами диалектики и историзма.

 

 

9. Наименование темы:«Марксистская философия», лекция, отведен 1 час.

 

9.1.Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии.

9.2. Марксизм и опыт XX века.