Философия английского Просвещения.

 

Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве» и др.

В своей теории познания Локк, продолжив линию английского эмпиризма, идущую от Ф.Бэкона, утверждал, что не существует врождённых идей (критика Декарта), а всё человеческое знание проистекает из опыта – внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексия). В основе знания лежат простые идеи, которые возбуждаются в нас двумя видами качеств : первичными, которые существуют объективно и присущи самим предметам (протяжение, фигура, плотность, движение) и вторичными, зависящими от наших органов чувств (цвет, звук, вкус, запах), на которые воздействуют первичные качества. Получается, что первичные качества объективны, а вторичные – субъективны и такой подход упрощает реальный процесс познания мира человеком.

Далее по Локку: посредством сочетания простых идей наш разум образует идеи сложные и общие. Дружба, например – это комбинация более простых идей – идей любви, действия, человека. Субстанция – тоже сложная идея. В ней обобщены сходные характеристики самых различных вещей.

Развивая социально-политическое учение и исходя из теории «общественного договора» (до него развивалась Т.Гоббсом, толковавшим догосударственное состояние общества как «войну всех против всех»), Локк считал, что государство возникло в результате договора между людьми, которые передают правительству только некоторую часть «естественных прав» ради защиты вех остальных, и прежде всего – трёх основных – права на жизнь, свободу и собственность. Путь к реализации этих прав Локк видит в разделении властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную. Таким образом, Локка можно считать основоположником концепции либерализма, «естественных прав» и правового государства.

В XVIII в. в Англии берёт своё начало и субъективно – идеалистическая философия, которую развивал Дж.Беркли (1684-1753). Работы: «Трактат о принципах человеческого знания», «Три разговора между Гиласом и Филонусом».

Отталкиваясь от идей Локка, он, однако, отрицал объективное существование вещей внешнего мира. Суть его рассуждений: какой мир вне нашего восприятия знает только Бог. Мы же воспринимаем мир таким, каким он нам дан в наших ощущениях. Отсюда его утверждения: «Существовать – значит быть в моём восприятии» и – «Все вещи – лишь комбинации моих ощущений».

Одинаковые чувственные восприятия разные люди имеют, по Беркли, благодаря Богу. Всё существующее – установленный Богом порядок представлений. В мире нет абсолютно необходимой причинно-следственной связи; в нём возможно чудо.

XVIII век принёс с собой не только культ разума, но и сомнение в его познавательных возможностях. Философское обоснование этого сомнения в форме агностицизма дал английский мыслитель Д.Юм (1711-1776). Работы: «Трактат о человеческой природе», «Исследование о человеческом разуме» и др.

В своих работах он искал ответ на вопрос: что является источником наших ощущений – исходного пункта познания? Если Локк видел этот источник во внешнем мире, а Беркли – в ощущениях человека и в Боге, то Юм отверг оба эти решения. Он утверждал: мы не можем знать ничего достоверного об источнике нашего познания,т.к. наш разум имеет дело только с содержанием наших ощущений, а не с тем, что их вызывает.

Наука стремится к пониманию причин. Но рассуждая о причинной связи, мы, согласно Юму, осуществляем подмену: вместо того, чтобы сказать, что одно явление следует за другим в нашем опыте, мы утверждаем, что одно событие есть причина другого. Но ведь «после» ещё не значит «по причине»! Из такого подхода проистекало отрицание объективного характера причинности. Скептицизм Юма распространялся и на религию, т.е. идею Бога. Бог, согласно ему, это неведомая причина, в зависимость от которой суеверные и невежественные люди ставят обстоятельства своей жизни.

В целом философия Просвещения в борьбе с религией, невежеством, несправедливым порядком вещей стремилась утверждать гуманные, общечеловеческие принципы и нормы.

 

 

8. Наименование темы:«Немецкая классическая философия», лекция, отведено 2 часа.

 

8.1. Концепция человека в философской системе Канта.

8.2. Философия Гегеля. Основные законы диалектики.

8.3. Антропологический материализм Фейербаха.

 

Французская буржуазная революция 1789-1794 г.г. оказала большое воздействие на обновление западноевропейской философии. Новым её этапом стало творчество представителей немецкой классической философии – Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля (создатели немецкого классического идеализма) и Фейербаха (продолжатель линии предшествующего материализма). Продолжив традицию рационализма, она разрабатывала проблемы исторического прогресса, форм культуры, свободы, активности субъекта в познании, выходя на уровень их системного, диалектического осмысления.