Спор эмпиризма и рационализма в XVII в.

Теория познания в философии Нового времени.

 

1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Нидерландах, Англии, Фронда во Франции, религиозных войн, народных восстаний…. Но главным фактором, который оказал непосредственное влияние на философию XVII в., была научная революция, связанная с открытиями Н.Коперника, И.Кеплера,Г.Галилея, И.Ньютона и др.

Эти открытия приводят к бурному развитию опытного естествознания, к коренному изменению научной картины мира, к усилению практической направленности науки ( Ф.Бэкон: «Знание – сила»). Наиболее разработанной и успешной наукой того времени была механика. Поэтому и философия того времени носила механистический характер.

На первый план в философии Нового времени выходят проблемы теории познания. Наибольшую остроту приобрёл вопрос: какой научный метод можно считать наилучшим для получения достоверного знания? Отсюда стремление выработать универсальный метод для универсальной науки.

При решении этой методологической проблемы обозначились две конкурирующие программы: эмпиризм и рационализм.

 

2. Эмпиризм ( от лат.-«опыт»), представители которого (Ф.Бэкон, Т.Гоббс) утверждали, что основным источником знания и высшим критерием его истинности является опыт, эксперимент, а разум только собирает и обрабатывает опытные данные. ( Близким к нему направлением является сенсуализм, признающий основой познания чувства – Эпикур, Локк, Фейербах ).

Рационализм ( от лат.- «разум»), представители которого (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) утверждали, что основным источником знания и высшим критерием его истинности является разум, а опыт только позволяет проявиться истинам разума.

 

 

Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал, что философия должна стать наукой среди других наук, обладающих практической значимостью (Работы: « О достоинстве и приращении наук», « Новый органон» и др.). Наука должна направляться правильным методом, который предполагает освобождение сознания людей от ложных «призраков» -заблуждений разума, искажающих процесс познания. Он выделил четыре вида таких «призраков»:

1. «Призраки рода» - ошибки, вызванные ограниченностью всего человеческого рода, примешивающего к объекту познания природу собственного духа, в том числе, по причине несовершенства наших органов чувств.

2. «Призраки пещеры» вызваны ограниченностью каждого отдельного человека, подверженного определённым привычкам, суевериям, предрассудкам.

3. «Призраки рынка», которые возникают при передаче знаний во время общения с использованием слов, а в них может вкладываться разный смысл. Отсюда – критика Ф.Бэконом схоластики, выродившейся в пустое словопрение.

4. «Призраки театра» - заблуждения, порождённые слепой верой в авторитеты (научные, философские), т.е. искажающее воздействие ложных теорий и философских учений.( «Истина – дочь времени и опыта, а не авторитета»).

Очистить разум от призраков и достичь истины можно при помощи правильного метода познания. Таким методом Ф.Бэкон считал эмпирическую индукцию. Её суть :

▪ опытное наблюдение фактов;

▪ их систематизация и классификация;

▪ отсечение ненужных фактов;

▪ разложение явления на составные части (анализ);

▪ проверка фактов на опыте

▪ обобщение. При этом : чтобы обнаружить природу какого-либо явления, нужно собрать как можно больше случаев, в которых это явление либо присутствует, либо отсутствует. Природой этого явления будет признак, который всегда присутствует, когда присутствует это явление и всегда отсутствует, когда это явление также отсутствует, например, для золота – его желтизна и ковкость.

Таким образом, Ф.Бэкон обосновал идеал нового типа знания – экспериментально – теоретического, нацеленного на отыскание причин и приносящего практическую пользу человечеству.

Западноевропейский рационализм берёт своё начало в философии французского мыслителя Р.Декарта (1596-1650). Осн. работы: «Начала философии», «Рассуждения о методе» и др. Декарт стремился разработать универсальный метод для всех наук («универсальная математика»), благодаря которому наука должна превратиться в единую систему добывания знаний. Это – метод рационалистической дедукции.

Первое условие всякого метода – во всём сомневаться, чтобы найти действительную очевидность. Самая же достоверная очевидность, в которой я не могу сомневаться – это сам факт моего сомнения. Но то, что сомневается – мыслит. А что мыслит – существует. Отсюда – знаменитый тезис Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Это – та абсолютная достоверность, из которой должно вырасти всё здание науки.

Т. е. принцип сомнения и очевидности Декарта предполагает искать основание научного познания в индивидуальном разуме, самосознании человека. Разум же человека заключает в себе ряд идей, присущих ему изначально, т. е. в разуме человека изначально заложены (Богом) всеобщие и необходимые истины, из которых по правилам логики выводится всё содержание знания. Это – врождённые идеи : идея бытия, Бога, идеи чисел и фигур, аксиомы, факт сознания, свободы воли.

Исходя из этих положений, Декарт формулирует основные правила своего метода :

1.Начинать с простого и очевидного, т.е. того, что не даёт никакого повода к сомнению.

2. Путём дедукции получать более сложные высказывания, т.е. разделять каждый из вопросов на столько частей, сколько необходимо, чтобы этот вопрос лучше разрешить.

3. Рассуждать так, чтобы сохранилась непрерывная цепь умозаключений, идя от менее к более сложным вещам.

4. Осуществлять полную систематизацию пройденных этапов исследования без скачков и упущений в мыслительном процессе.

Опираясь на свой метод, Декарт разработал на механистической основе идею развития Вселенной, которую он рассматривал как мир, сотворённый Богом и состоящий из двух субстанций: материальной, обладающей протяжением, делимой и определяемой законами механики и – духовной –не обладающей протяжением, неделимой и определяемой законами мышления (интеллектуальной интуиции). Эти две независимые субстанции, будучи продуктом деятельности Бога, соединяются в человеке («человек – мыслящая машина»), который может познавать и Бога, и созданный им мир. Поскольку Декарт признавал существование двух самостоятельных субстанций, его учение получило название дуализм. Декарт по существу обозначил становление нового типа культуры – рационалистической культуры.

Материалистическую сторону учения Декарта развил нидерландский философ Б.Спиноза (1632-1677). Осн. работы: «Богословско-политический трактат», «Этика» и др.В противовес Декарту, он разработал материалистический монизм, согласно которому всё многообразие мира объясняется с помощью одной субстанции – материи. Под материей Спиноза понимал природу творящую, или Бога, которая является причиной самой себя. Т.е. Спиноза – пантеист: его Бог внутренне присущ природе.

При этом природа (материя) обладает двумя всеобщими свойствами : протяжением и мышлением. В отношении второго свойства : учение о всеобщей одушевлённости (способности к мышлению) материи, называется гилозоизмом. Всеобщность мышления выступает основой саморазвития материи и её познания. При этом Спиноза различает три рода человеческого познания: 1) мнение и воображение; 2) рациональное познание; 3) интуитивное познание как высшая форма познания, поскольку оно способно проникнуть в саму сущность вещей.

Саморазвитие материи, по Спинозе, совершается в соответствии с природной необходимостью (всеобщими строгими законами природы) и свобода человека состоит в познании необходимости. Т.е. тот человек будет счастлив и свободен, который познает необходимость ( законы) и следует ей.

В противовес Спинозе немецкий философ и математик Г.В.Лейбниц (1646-1716, раб. «Новые опыты о человеческом разуме», «Монадология» и др.), но также с позиций рационализма, стремился разработать иное понимание субстанции, к которой устремляется человеческое познание. Оно имеет два источника: 1) чувственное познание – даёт только истины факта (эмпирические истины) и 2) рациональное познание – даёт истины разума (аналитические истины): таковы утверждения логики, математики и этики. При этом истины разума извлекаются, по Лейбницу, из самого разума путём дедукции, а истины факта познаются разумом в результате обобщения чувственных данных индуктивным путём.

Суть его учения о субстанции:

В основе бытия лежит множество самостоятельных духовных субстанций – монад (от греч. – «единица», «единое»), которые способны к активности. Они неделимы, неповторимы, неисчерпаемы, бесконечны и являют собой «живое зеркало Вселенной», т.е. вся природа – органическая («Неживой природы нет»).

Все монады, находясь в естественном развитии, образуют усложняющуюся цепь живых существ:

Бог

  Верховная монада  

человек

  Монады-духи, способные к ясным и отчетливым представлениям  
минералы, животные

В их основе – монады-души, обладающие памятью.
растения

 
 
В их основе- спящие монады с бессознатель- ными представлениями

 


Высшая ступень на этой лестнице эволюции – Бог (верховная монада), обладающий способностью к мышлению и непрерывному излучению монад. Бог творит все монады и устанавливает связь (иерархию) между ними. Эта связь образует предустановленную гармонию. Таким образом, у Лейбница видим идею плюрализма субстанций – монад. По существу это была первая в западноевропейской философии попытка провести принцип единства движения и материи.

Новая научная методология познания коснулась и социально-политических концепций того периода. Начинает набирать силу теория общественного договора, согласно которой государственная власть есть результат договора между людьми.

Особенно большую роль в ее разработке сыграли английские мыслители Т. Гоббс (1588 – 1679) и Дж. Локк. По-разному трактуя догосударственное, «естественное состояние общества» и лучшую форму государства, они, вместе с тем, глубоко разрабатывают вопрос о правах и свободе личности. У Гоббса появляется тема гражданского общества. О Локке – см. тема 7.

Как видим, в философии Нового времени преобладала гносеологическая установка, стремление к выработке научной методологии, что вело к наукоцентризму, к соединению философии с научным естествознанием. Эта философия кладёт начало мощной рационалистической традиции, которую продолжат Просвещение, немецкая классика и марксизм.

 

7.Наименование темы:«Философия эпохи Просвещения», лекция, отведен 1 час.

 

7.1. Философия французского Просвещения.

7.2. философия английского Просвещения.