Философия как мировоззрение
Раздел I. Предмет и специфика философского знания
1.Наименование темы «Предмет и специфика философского знания», лекция, отведено 2 часа.
1. Философское знание: предмет, особенности, проблемное поле.
2. Философия как мировоззрение.
3. Предназначение философии.
1.1. Философское знание: предмет, особенности, проблемное поле.
Философия – одна из древнейших форм духовной культуры и человеческого знания. Она зародилась примерно в VI в. до н.э. одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае), но своей классической формы она достигла в Древней Греции. Само слово «философия» имеет древнегреческое происхождение и означает «любовь к мудрости».
Её появление ознаменовало переход от мифологического, эмоционально – образного к теоретическому ( понятийному, системному, доказательному) освоению человеком мира. Но теоретически разработанные знания о мире дают и другие, так называемые, частные науки ( физика, химия, биология и др.). В чём же заключаются отличительные особенности именно философского знания?
Первое отличие – по происхождению: философское знание есть исторически первая форма теоретического знания. Она возникла на начальных стадиях развития древних цивилизаций, когда ещё не было чёткого разграничения между философией и другими науками. Последние в зачаточном состоянии существовали в лоне философии, предмет которой был в те времена предельно широк.
Отделение от философии других наук наметилось только в период поздней античности (Аристотель), но особую силу этот процесс стал набирать с XVII – XVIII в.в., а с XIX в. философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно – научному знанию о частном. С того времени между философией и другими науками устанавливаются противоречивые отношения.
Второе отличие – по предмету: если каждая из частных наук изучает отдельную сторону действительности или отдельную сферу общественной деятельности, то философия стремится постичь совокупность общих отношений человека к миру, предельно общие основания бытия. Поэтому предметом философии является всеобщее в системе «человек – мир». Она ставит и решает т. наз. вечные, мировоззренческие вопросы: что есть мир? Что лежит в его основе? Каково место человека в мире? Что есть истина, добро, красота? и т.п.
Для их решения философия вырабатывает систему предельно общих понятий – категорий: бытие, материя, сознание, свобода, смысл жизни и др. При этом философское знание включает в себя не только теоретическое, познавательное, но и духовно – практическое, ценностно-смысловое отношение человека к миру. По словам Н.А.Бердяева, философию (в отличие от науки) интересует не данность мира как такового, а истина мира и смысл мира.
Третье отличие – по способам познания: если частные науки опираются на конкретные факты, имеют свою эмпирическую базу, то философии присуще стремление выйти за пределы наличного опыта, т.к. она умозрительно постигает мир как целостный универсум, пытается понять его единое первоначало, а также то, какое место занимает в нём человек.
Наконец, ещё одно отличие философского знания – его место в системе культуры: философию многое сближает не только с наукой (теоретический характер знания, любовь к истине, обращение к разуму человека), но и с другими формами духовной культуры и, прежде всего, с искусством, религией, нравственностью.
С искусством её роднит уникальный характер философского творчества (во многом оно несёт на себе отпечаток личности и мышления конкретного философа), отсутствие общепризнанных истин, обращение к чувству человека. С религией её сближает вера (философ верит в исходные принципы своего учения), но если религиозная вера авторитарная, догматическая, она не требует доказательств, то философская вера опирается на разум, доказательства, объективные знания, формулирует свои выводы в рациональной форме. С нравственностью философию сближает обращённость к практическому разуму человека, т.к. ей присуще стремление к выработке нравственных принципов человеческой жизни.
На этом основано различие таких форм философствования, как: научное (Пифагор, Аристотель, Бруно, Декарт, Рассел, Маркс и др.), религиозное (Августин Блаженный, Фома Аквинский, неотомизм и т.д.), художественно-литературное (Платон, Кар, Кьеркегор, Сартр, Камю и др.), моральное (Будда, Сократ, Христос …). В целом же философия, объединяя ценности истины, красоты, веры, добра, выражает полноту жизни и духовных запросов человека, находясь в соотнесении с наукой, искусством, религией, нравственностью.
И если наука, например, стремится к истине, а истина одна, то философия хочет приблизиться к познанию истины, добра, красоты, иначе говоря, к мудрости. Термин «философия» встречается уже у древнегреческого мыслителя Пифагора (580-500г.г.до н.э.), а в качестве названия особой области знания о бытии, человеке, познании он был введён Платоном (428/27-347г.г.до н.э.).
Как «любомудрие», философия постоянно настроена на диалог в историческом пространстве и времени, её проблемы не имеют окончательного и однозначного решения. Отсюда – плюрализм идей и мнений, равно претендующих на истину в решении одних и тех же философских вопросов. Несмотря на это, в философии наблюдается преемственность, которая выражается, прежде всего, в повторяемости проблематики.
Всё многообразие философских проблем можно условно свести в пять больших групп, формирующих ядро философии, т.к. отношение человека (1) к миру (2) проявляется в его (мира) познании (3), оценивании (4) и преобразовании (5). Соответственно имеем следующие основные группы проблем:
▪ антропологическая, решение которой связано с пониманием человека, его сущности, предназначения и места в мире;
▪ онтологическая, связанная с пониманием бытия в его основных проявлениях, с соотнесением бытия и небытия:
▪ гносеологическая, ориентированная на решение вопросов о том, познаваем ли мир, каковы пути, формы, методы познания истины, каков её критерий; ставя и решая такие вопросы, философия обращается к разработке логики – науки о законах правильного мышления («отец» формальной логики – Аристотель);
▪ аксиологическая, которая касается происхождения и природы ценностей, того, как соотносится сущее и должное в нашей жизни;
▪ праксиологическая, ориентированная на осмысление того, как действовать в мире, каковы цели, правила и принципы практической жизни человека.
Наличием этих групп проблем определяется внутренняя структура философского знания, его основные разделы, которые фокусируются на антропологической проблематике. Некоторые философские школы и направления, в том числе в их историческом развитии, тяготели к решению определённого круга проблем, что влияло на их предметную направленность.
Кроме рассмотренных выше основных групп проблем, в структуре философского знания выделяются области исследования, соотносимые с определёнными аспектами реальности, с конкретными фрагментами культуры: философия природы, социальная философия (учение об обществе), философия истории, этика (учение о морали), эстетика (учение о прекрасном), философия науки, философия техники, философия политики, философия права, философия религии, философия культуры. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, выдвигаемые в «ядре» философского знания – антропологии, онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии.
Среди обозначенных выше проблем в качестве главной марксистское учение выделяет так называемый основной вопрос философии (О.В.Ф.), который, согласно Ф.Энгельсу (1886г.), представляет собой вопрос об отношении духа к природе, мышления к бытию, сознания к материи. Этот вопрос, имеющий, по Энгельсу, две стороны: 1) что первично – материя или сознание? и 2) познаваем ли мир? имеет в виду, по сути, два аспекта универсальных отношений в системе «человек – мир» - онтологический и гносеологический. В зависимости от способа их интерпретации выделяют различные философские направления.
В решении онтологической (бытийной) стороны О.В.Ф. философы разделяются на два основных направления: материализм и идеализм.
Материализм – философское направление, исходящее из первичности материи и вторичности, производности сознания. Согласно ему, материя является единственным основанием всего сущего, в том числе, явлений духовного порядка. Материализм существовал в исторически сменяемых формах:
▪ стихийный материализм древних мыслителей (чарваки в Древней Индии, Фалес, Демокрит, Эпику р);
▪ механистический материализм XVII-XVIII в.в. (Ф.Бэкон, Б. Спиноза, Д.Локк, П.Гольбах);
▪ диалектический материализм, усматривающий источник всякого развития в материи, природе, практически-преобразовательном отношении человека к миру (К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин).
Идеализм – философское направление, исходящее из первичности сознания и вторичности материи, считающее, что основу бытия составляет духовное первоначало. Но поскольку оно понимается по-разному, идеализм подразделяется на две основные формы: объективный и субъективный.
Объективный идеализм (Платон, Гегель, неотомизм и др.) принимает за первичное надличностное, объективно существующее духовное первоначало, порождающее из себя материальный, вещественный мир.
Субъективный идеализм (Д.Беркли, И.Г.Фихте, неопозитивизм, экзистенциализм и др.) за первичное принимает индивидуальное сознание, т.е. сознание отдельного человека, субъекта, сводя мир к его ощущениям и восприятиям.
В рамках названных форм идеализма возможны две его разновидности:
▪ рационалистический (Гегель), утверждающий, что основу бытия и его познания составляет разумное, целеустремлённое духовное начало;
▪ иррационалистический (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон), согласно которому основу бытия и его постижения составляют такие внерациональные явления, как: инстинкт, вера, интуиция, воля, разумное же, логическое познание действительности невозможно.
Кроме того, выделяют такие, исторически обусловленные учения, которые выступают как формы сопряжения материализма и идеализма. Это были, например:
▪ гилозоизм, представители которого (Д.Бруно, Б.Спиноза), считая материю одухотворённой, не противопоставляли материю и дух;
▪ пантеизм (Н.Кузанский, Д.Бруно), который, по существу, отождествлял бога с природой;
▪ деизм (Ф.М.Вольтер, Ж,-Ж.Руссо), согласно которому бог, единожды сотворив мир, в дальнейшем не принимает в нём какого-либо участия.
Ещё одно основание разделения философских учений с точки зрения онтологии – вопрос о первоначалах бытия. В зависимости от его решения выделяют:
▪ монизм, согласно которому мир имеет в своей основе одно начало и который может быть как материалистическим (диалектический материализм), так и идеалистическим (Гегель);
▪ дуализм (Р.Декарт), сторонники которого в основу бытия клали две равноправные субстанции – материальную и духовную;
▪ плюрализм (Г.Лейбниц), согласно которому существует множество исходных оснований бытия.
В решении второй, гносеологической стороны О.В.Ф., все философы делятся на два основных направления:
▪ гносеологический оптимизм, представители которого признают познаваемость мира, но в случае как последовательного материализма, так и последовательного идеализма по-разному трактуют мир как объект познания;
▪ гносеологический пессимизм – как правило, это умеренный агностицизм (античные софисты, киники, неоплатоники, Д.Юм, И.Кант), утверждающий, что вопрос об истинности знания не может быть решён окончательно. А если познание реальности и возможно, то только на уровне нашего чувственного опыта. Агностицизм тесно связан с родственным учением – скептицизмом (Пиррон, М.Монтень), который выражает сомнение в возможности достоверного знания, т.к. его исходный пункт – наши субъективные и ненадёжные чувственные восприятия.
В понимании главного источника познания философы также разделяются на представителей:
▪ эмпиризма (основатель – Ф.Бэкон), считающего, что в основе познания лежит опыт; близким к нему учением является сенсуализм, считающий источником познания чувственные данные, ощущения и приводящий при известных условиях к материализму (П.Гольбах, К.Гельвеций, Л.Фейербах), либо к субъективному идеализму (Д.Беркли) и
▪ рационализма (основатель – Р.Декарт), утверждающего, что истинное знание может быть выведено из разума и, по существу, не зависит от чувственного опыта.
Принципиально важной для философии является также проблема метода. Метод есть система правил, приёмов, регулятивных идей – принципов, направляющих людей в их познавательной и практической деятельности. В отличие от других наук, философские методы носят универсальный (а не локальный) характер, задавая общие принципы человеческого познания во всех его формах.
Поскольку философские методы имеют фундаментальное значение, то их можно рассматривать как методы целостного миропонимания, ориентированные на вопрос о том, в каком состоянии находится мир и наши представления о мире. Соответственно тому, что мир может трактоваться как находящийся либо в состоянии развития, либо как неизменный в своих основах, в философии исторически сложились два предельно широких метода познания – диалектика и метафизика.
Диалектика есть такой философский метод, который рассматривает явления действительности во всеобщей связи, становлении, развитии, противоречивости; одновременно она выступает как всеобщий метод познания и мышления. В историческом развитии диалектики выделяют следующие основные этапы:
▪ стихийная, наивная диалектика античности, которая уже тогда приобретает форму диалектики субъективной (в школе Сократа – Платона она понималась как искусство спора, диалога, как способ выяснения понятий), либо диалектики объективной (у Гераклита текуч и изменчив сам объективный вещественный мир);
▪ идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг и особенно Гегель, разработавший целостную систему принципов, законов и категорий диалектики как теории и метода познания);
▪ материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс, Ленин), понимаемая как учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.
Метафизика – философский метод, трактуемый, начиная с Гегеля, как антипод диалектики, как способ познания, отрицающий всеобщую связь и развитие явлений, когда они рассматриваются обособленно, статично, однозначно.
Этот метод мышления был исторически обусловлен самой логикой развития научного познания, господствуя в нём в XVII – XIX в.в. Но постепенно, под напором научных фактов и открытий второй половины XIX в., метафизика стала терять свои позиции, хотя в некоторых случаях продолжает проявляться в обновлённой форме: не отвергая всеобщую связь и развитие явлений, она истолковывает их односторонне. Это, например:
▪ эклектика (произвольное вычленение отдельных сторон предмета, явления и их механическое соединение) и софистика («гибкость понятий, применённая субъективно»);
▪ «плоский» эволюционизм (абсолютизация количественных изменений) и «катастрофизм» (абсолютизация качественных изменений).
Все обозначенные выше философские направления, учения, методологические принципы получат свою дальнейшую конкретизацию в ходе рассмотрения исторического развития философской мысли.
Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение?
Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений, идеалов, которые дают более или менее целостное понимание людьми мира, самих себя, своего места в мире и которые определяют их жизненную позицию. Таким образом, структура мировоззрения включает в себя познавательный (знания), аксиологический (оценки), эмоционально-волевой (чувства, убеждения, верования) и практический (поведенческие установки) компоненты. Оно возникает из потребности в общей ориентации человека в мире и складывается в процессе его жизни под воздействием социальной среды, воспитания, обучения, СМИ, профессиональной деятельности и т.д.
Философское знание носит мировоззренческий характер, составляет ядро мировоззрения, но понятие «мировоззрение» шире по объёму, чем понятие «философия», т.к. кроме философского существуют и другие его типы: мифологическое, религиозное, научное.
Напомним: по степени познавательной глубины выделяют два уровня мировоззрения:
▪ обыденно-практическое (житейское), которое формируется стихийно, отражает действительность на уровне повседневных, чувственно-эмоциональных представлений и которое принимает форму мироощущения, мировосприятия и миросозерцания – целостного осознания реальности в виде ощущений, восприятий, представлений и эмоций;
▪ теоретическое – системное, доказательное, логически обоснованное, проверяемое, которое отражает действительность на уровне сущности и закономерности; оно предстаёт как миропонимание – категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения, формируемый в ходе профессиональной деятельности учёных, социальных мыслителей, философов.
Таким, исторически первым теоретическим мировоззрением и является философия. Но ещё задолго до её появления люди ставили и решали мировоззренческие вопросы. Историческими предшественниками философии в этом смысле являются мифологическое и религиозное мировоззрение.
Мифология (учение о мифах - «преданиях, сказаниях») – наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, такой духовно-практический способ освоения мира первобытными людьми, в основе которого лежит воображение, в котором всё одушевлено, антропоморфно (первобытный человек объясняет мир по своему подобию) и нет ничего невозможного.
Первобытный человек ещё не выделяет себя из природы, он слит с ней, он живёт в мире мифологических существ – предков-покровителей, богов, духов, героев, которые имеют, как правило, человеческие черты и совершают поступки, подобные поступкам человека.
Мифы стремятся объяснить, откуда всё возникло: земля, солнце, луна, моря, реки, а также люди и животные. Соответственно выделяют разные виды мифов: космогонические (о возникновении всего существующего), теогонические (о происхождении богов), антропогонические (о происхождении человека) и т.д.
Важнейшее назначение мифа – практическое: санкционировать определённые обычаи, правила поведения, нормы взаимоотношений в рамках родоплеменной общности людей. Миф – это целостное, красочное, чувственно-поэтическое объяснение мира, в котором в синкретическом, нерасчлененном виде содержатся зачатки всех будущих представлений: сказочных, религиозных, научных, нравственных, эстетических, философских…
Дальнейшее развитие мировоззрения связано с формированием религии. В своей первобытной форме религиозное мировоззрение содержится уже в мифах в форме таких племенных религий, как: тотемизм (вера в прародителя рода, например, священного животного), фетишизм (поклонение неодушевлённым предметам, наделяемым свехъестественными свойствами), анимизм (вера в то, что всё существующее имеет душу).
С развитием общества возникают национально-государственные (например, иудаизм, индуизм) и мировые (буддизм, христианство, ислам) религии.
В целом религия (от лат.-«благочестие, набожность, святость») есть такой тип мировоззрения, в котором освоение человеком мира осуществляется через его удвоение на «земной», естественный, доступный чувственному восприятию и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный, который играет главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.
Сосуществуя в истории человечества (со времени появления философии), религия и философия находились в состоянии: либо борьбы, взаимоотталкивания, либо взаимодействия (религиозная философия), либо нейтралитета (теория двойственной истины). Дело в том, что философ (как и вообще любой человек) может придерживаться не только теистического (религиозного), но и атеистического (отрицающего всех богов) мировоззрения.
Поначалу философия ещё во многом сохраняла связь с религиозно-мифологическим мировоззрением, используя мифологические образы и аллюзии. Но в целом философское мировоззрение отличают следующие особенности:
▪ если миф и религия представляют собой обыденно – практический вид мировоззрения, то философия – мировоззрение теоретически разработанное;
▪ главное в мифе и религии – образ и символ, философия же «работает» с общими понятиями, идеями, её предмет чувственно непредставляем;
▪ миф и религия включают в себя ритуальный элемент, в философии же этого нет и из-за невозможности обратиться к богу с молитвой в трудную минуту философия не может заменить религию;
▪ если в мифе и религии на первом месте стоит вера, не допускающая сомнений, то в философии на первый план выходят интеллектуальные аспекты мировоззрения, т.е. понимание мира с позиций разума, это в первую очередь – миропонимание;
▪ в мифе и религии ответы на мировоззренческие вопросы носят характер догм, они заранее полагаются духовным авторитетом, традицией, священным писанием, в философии же больше вопросов, чем ответов: она апеллирует к свободному творческому разуму, предполагает самостоятельный духовный поиск и не является достоянием широких народных масс;
▪ выступая в понятийной, категориальной форме, философия опирается на науки о природе, обществе, человеке, обобщает их достижения и, в то же время, влияет на другие науки через личность учёного, его мировоззрение, методологию, ценностные ориентации.
Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью. В этом плане изучение философии (в том числе через споры, сомнения, новые вопросы) позволяет человеку активно формировать своё миропредставление, мироотношение и культуру мышления.