Основные западные концепции взаимодействия

Общение

Общение – процесс установления и поддержания прямого, непосредственного или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми.

Необходимые составляющие общения:

1. контакт (вербальный или невербальный)

2. общий язык (в том числе и жесты)

3. общность тезаурусов («сокровище» др. греч.) – весь запас знаний о мире.

Компоненты общения (Андреева, Парыгин)

1. коммуникация – направленная связь – акт, процесс передачи информации от одного лица другому или группе лиц и ее восприятие последними.

2. интеракция

3. перцепция.

Квазикоммуникация – когда контакта не происходит, ходя коммуникатору кажется, что восприятие есть.

К. Шеннон, У. Уивер. Основные проблемы коммуникации:

1. Техническая – правильность и адекватность выбранного технического средства для передачи информации.

2. Семантическая – насколько точно и адекватно используются символы (слова, жесты, знаки) для передачи информации.

3. Эффективность (зависит от 1 и 2) – цель в изменении поведения или установки человека. Иногда происходит эффект бумеранга – получение прямо противоположного.

Эксперимент. А. Бейвелас и Г. Ливитт. Проводился в лаборатории. Люди в камерах, общаются только письменно, передавая через щели записки. Камеры были расположены по-разному: 1) 5 камер кругом; 2) 5 камер в линию; 3) одна в центре и остальные вокруг, «штурвал»; 4) --< , тип «Y». Испытуемые не знали, какую коммуникационную структуру составляли. Каждый из них получил 5 шариков разного цвета, один из которых общий. Требовалось выяснить его цвет. Замерялось время. Затем задачу усложняли, давая шарика неопределенных цветов. В круговой организации задача выполнялась быстрее всего. Чем ближе человек был к центру, тем более он был удовлетворен результатом.

Удовлетворенность приходит от распределения информации, а не от обладания ею. Делимся мы информацией с человеком, находящимся на одном иерархическом уровне.

Интеракция может проявляться как

1. Кооперация – сотрудничество, вклад в решение задачи.

2. Конкуренция – активность каждой из сторон для отстаивания своей точки зрения.

 

Теория обмена. Дж. Хоуманс.

1. Чем больше вознаграждается поведение, тем чаще оно повторяется.

2. Если в какой-то ситуации следует вознаграждение, человек стремиться вновь и вновь воссоздавать эту ситуацию.

3. Если вознаграждение велико, человек может преодолеть большие препятствия на пути к достижению своей цели.

4. Если потребности человека в основном удовлетворены, то он будет прилагать меньше усилий в направлении данной деятельности.

Символический интеракционизм. (Дж. Мид, Г. Блумер)

Человек реагирует не на действие другого, а на его интерпретацию. Выделяют ненамеренные (моргание) и значимые жесты. Значимые жесты мы интерпретируем.