Основные западные концепции взаимодействия
Общение
Общение – процесс установления и поддержания прямого, непосредственного или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми.
Необходимые составляющие общения:
1. контакт (вербальный или невербальный)
2. общий язык (в том числе и жесты)
3. общность тезаурусов («сокровище» др. греч.) – весь запас знаний о мире.
Компоненты общения (Андреева, Парыгин)
1. коммуникация – направленная связь – акт, процесс передачи информации от одного лица другому или группе лиц и ее восприятие последними.
2. интеракция
3. перцепция.
Квазикоммуникация – когда контакта не происходит, ходя коммуникатору кажется, что восприятие есть.
К. Шеннон, У. Уивер. Основные проблемы коммуникации:
1. Техническая – правильность и адекватность выбранного технического средства для передачи информации.
2. Семантическая – насколько точно и адекватно используются символы (слова, жесты, знаки) для передачи информации.
3. Эффективность (зависит от 1 и 2) – цель в изменении поведения или установки человека. Иногда происходит эффект бумеранга – получение прямо противоположного.
Эксперимент. А. Бейвелас и Г. Ливитт. Проводился в лаборатории. Люди в камерах, общаются только письменно, передавая через щели записки. Камеры были расположены по-разному: 1) 5 камер кругом; 2) 5 камер в линию; 3) одна в центре и остальные вокруг, «штурвал»; 4) --< , тип «Y». Испытуемые не знали, какую коммуникационную структуру составляли. Каждый из них получил 5 шариков разного цвета, один из которых общий. Требовалось выяснить его цвет. Замерялось время. Затем задачу усложняли, давая шарика неопределенных цветов. В круговой организации задача выполнялась быстрее всего. Чем ближе человек был к центру, тем более он был удовлетворен результатом.
Удовлетворенность приходит от распределения информации, а не от обладания ею. Делимся мы информацией с человеком, находящимся на одном иерархическом уровне.
Интеракция может проявляться как
1. Кооперация – сотрудничество, вклад в решение задачи.
2. Конкуренция – активность каждой из сторон для отстаивания своей точки зрения.
Теория обмена. Дж. Хоуманс.
1. Чем больше вознаграждается поведение, тем чаще оно повторяется.
2. Если в какой-то ситуации следует вознаграждение, человек стремиться вновь и вновь воссоздавать эту ситуацию.
3. Если вознаграждение велико, человек может преодолеть большие препятствия на пути к достижению своей цели.
4. Если потребности человека в основном удовлетворены, то он будет прилагать меньше усилий в направлении данной деятельности.
Символический интеракционизм. (Дж. Мид, Г. Блумер)
Человек реагирует не на действие другого, а на его интерпретацию. Выделяют ненамеренные (моргание) и значимые жесты. Значимые жесты мы интерпретируем.