ИСТОРИЯ

Преподаватель: Светлана Александровна

 

История как наука и учебная дисциплина

I. История как наука: понятие, объект, предмет, социальные функции.

II. Источники исторических наук: понятие, классификация.

III. Методы исторического исследования.

IV. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.

 

Учебники: А.Н.Сахаров «История России с древнейших времен до конца XVII века»

«История России XVIII-XIX веков»

«История России в XX века» (брать все тома, если издание старое то 3 тома, а если 2005 год то 2 тома, а 2009 1 том)

 

I. История как наука: понятие, объект, предмет, социальные функции.

 

История это совокупность фактов, событий, относящихся к прошлой жизни человека.

История – наука, изучающая прошлое.

Объект исторической науки – это прошлое человеческого общества, конкретные факты, события, явления, процессы. Но общество и ее история изучают и многие другие науки.

Например:

· Социология – наука об обществе, как целостный системе и ее подсистеме.

· Философия – наука об общих законах развития общества, мышления людей.

 

Отличие исторической науки:

1) история изучает общественные явления и процессы, которые произошли в прошлом;

2) историческая наука интересуется прошлым сугубо конкретно. Она не ограничивается достижением сущности, явлением и процесса, обобщениями и выводами, а стремиться показать на конкретных фактах отдельные исторические процессы и явления;

3) история изучает жизнь общества в развитии, как процесс прохождения отдельных этапов;

4) истории присущ универсализм, т.е. изучение не какой-то одной стороны жизни, а всех ее сторон (экономика, политика, социальные структуры).

Предмет изучения и объект истории совпадают.

 

ФУНКЦИИ:

1) Познавательная

2) Практически-политическая

3) Мировоззренческая

4) Воспитательная

 

1.Познавательная

Исходит из познания исторического процесса, как социальной отрасли человеческого знания. В курсе истории изучается: зарождения, функционирование государства на разных этапах, поэтому познавательная функции состоит в самом изучении исторического пути, истории государства, познаний всех связанных с ним явлений, событий, факторов.

2.Практическая

Заключается в том, что история, как наука, выявляя на основе теоретического объяснения исторических фактов, закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать политический курс. Знание истории способствует определению оптимального варианта политики, руководство массами и взаимодействию с ними партий и движений.

 

3.Мировоззренческая

При изучении истории определяет формирование научного мировоззрения, т.к. история дает документальные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. На каждом этапе развития выделяются такие рубежи, которые по своему воздействуют на исторический процесс, они приобрели решающее значение.

4.Воспитательная

Истории России присуща воспитательная функция. Изучение истории воспитывает у народа нравственные качества и ценности, помогает понять такие категории, как честь, долг перед общество, формирует гражданские качества, патриотизм.