Возникновение химического искусства

Химия в древности и средние века

Лекция № 3

Взаимосвязь понятий

Методология обобщения знаний

Обобщение знаний имеет разносторонний характер, что объясняется как общими целями обучения на данном этапе системы непрерывного образования, так и спецификой учебного предмета.

Уровень обобщения определяется этапами восхождения от единичного к общему.

Приемы обобщения определяются изучаемым материалом, знаниями учащихся, их умениями и навыками мыслительной деятельности, умением соединить результаты экспериментов с теорией, переносить знания, полученные при изучении одного вопроса на другой, навыками решения проблемных вопросов и задач. При обобщении знаний вырабатываются понятия, которые объединяются в концептуальные системы, в рамках которых есть центральные понятия и периферийные.

Определить понятие – это значит установить связь между родовыми и видовыми признаками.

Сформировать понятие – это значит показать учащимся путь от выявления факта до его фиксации, в виде понятия, показать, как убедиться в истинности понятия. Понятия вечно движутся, переходят друг в друга.

В процессе обучения учащиеся приводят в порядок, в определенную последовательность разрозненные сведения о фактах и явлениях, т.е. проводят систематизацию, которая создает более четкую картину и является важным инструментом при заключительном обобщении знаний.

Обобщение опирается на наиболее существенные признаки явлений или причинно-следственные связи.

Среди приемов обобщения систематизации принадлежит видное место. Она позволяет увидеть сходство и различие сторон явлений. Систематизация не всегда предшествует обобщению. Часто обобщение используется для приведения знаний в систему (составление таблиц, схем, планов решения задач).

Таким образом, обобщение и систематизация - две стороны процесса познания. В процессе познания также важна роль классификации, которая помогает систематизировать явления. Существует и обратная связь.

Классификация невозможна без одной из стадий процесса обобщения – нахождения главного звена или критерия.

 

Классификация

↕ ↕

Систематизация ↔ Обобщение

Они необходимы для сохранения и повторения опорных знаний.

Литература:

1. Макареня А.А. Методология химии / А.А Макареня, В.П. Обухов - М.: Просвещение, 1985, - 160с.

 

План

1. Возникновение химического искусства.

2. Натурфилософские учения о первопричинах образования вещества.

3. Алхимический период.

4. Эпоха Возрождения и ее влияние на развитие химии.

 

Процесс накопления химически - практического знания началась в глубокой древности. Протекал медленно. Условия жизни в первобытном обществе не благоприятствовали развитию производимых сил. Прошло несколько тысячелетий, прежде чем, первобытные люди овладели некоторыми случайными химическими знаниями. В доисторические времена люди знали об их консервативных свойствах. Потребность в одежде научила наших предков простыми методами обрабатывать шкуры.

Тысячелетия назад люди овладели огнем, что ознаменовало новую эру в истории культуры. Для человека каменного века костер стал своеобразной химической лабораторией. На огне он нагревал различные камни, минералы, обжигал глиняную посуду, получал первую медь.

На первых стадиях первобытного строя, металлы применялись, как украшение только в эпоху неолита их начали применять для изготовления орудий труда и оружия.

Названия некоторых металлов другие народы связывали с космическими явлениями (золото – Солнце, серебро - Луна, олово – Юпитер, свинец – Сатурн, ртуть – Меркурий, железо – Марс, медь – Венера.

Другие специалисты химического искусства – плавильщики, стеклодувы, красильщики - были химиками-технологами, для которых теория значения не имела. Они устно передавали свой опыт. Они умели делать многое: стекло, булатную сталь, бумагу, фарфор и др. В Древнем Египте был разработан способ получения чистого золота.

В рабовладельческой общине были достигнуты значительные успехи в металлургии: люди не только знали о золоте, но и выплавляли другие металлы из руд. Первый металл, который начали использовать люди – медь. Эта эпоха получила название – медный век. Затем научились получать бронзу, наступила эпоха – бронзовый век. Железо в эту эпоху было известно только метеоритное. Оно ценилось дороже золота.

Только в VII веке до нашей эры в Малой Азии, в Месопотамии появились изделия из железа – начался железный век, который продолжается по настоящее время.

Дальнейшим важным шагом являлось развитие производства минеральных и растительных красителей, строительных материалов, фармацевтических и косметических средств.