Место методологии в системе наук
Место методологии в системе наук.
Некоторые вопросы методологии химии
Лекция №2
Периодизация исторического развития химии
Понятие о концептуальных системах в химии
Концептуальные системы – это часть, раздел науки, представляющий относительно самостоятельную систему в рамках общей системы науки.
В школьном курсе химии – 5 основных теоретических концептуальных систем:
- атомно-молекулярное учение (Ломоносов, Бертолле, Пруст, Лавуазье);
- периодический закон, периодическая система элементов, теория строения атомов;
- теория электролитической диссоциации;
- закономерности возникновения и протекания химических реакций;
- современная теория строения органических веществ.
Они своеобразный рубеж, проходя через который важнейшие понятия претерпевают качественные изменения.
Введение исторических знаний в курс школьной химии, в основном, связано с этими концептуальными системами.
Химия, как и другие науки, развивалась под влиянием запросов практики, взаимодействия со смежными науками.
В истории химии можно выделить следующие основные периоды:
1) зарождение и развитие химического искусства (с древних времен до XVII века);
2) становление химии как науки (со 2-й половины XVII века до конца XVIII);
3) обоснование и развитие химической науки на основе кислородной теории и атомно–молекулярного учения. (Конец XVIII века - 60-е годы XIX века);
4) превращение химии из описательной науки в науку, изучающую причинно-следственные связи между составом, структурой и свойствами вещества, а также механизмы их превращений (со второй половины XIXвека по настоящее время).
Литература:
1. Макареня А.А. Методология химии./ А.А. Макареня, В.П. Обухов - М.: Просвещение, 1985. – 160с.
2. Соловьев Ю.И. История химии.- М.: Просвещение, 1983. – 368с.
3. Фигуровский Н.А. История химии. – М.: Просвещение, 1979. – 311с.
4. Лекции.
План
2. Методологические уроки исторического развития химии.
3. Структура элементарного и концептуального уровней химии.
4. Методология обобщения знаний
Методология, занимающаяся познавательными вопросами, относится к субъективной диалектике, которая определяется как совокупность специфических законов и приемов отражения в мышлении диалектических закономерностей, объективного мира, и как наука о применении этих законов.
Субъективная диалектика, в настоящее время, включает следующие подразделы:
1) теория познания (изучает взаимоотношения между познающим субъектом и объектом познания);
2) методология научного познания (наука о путях и средствах рационализации научной деятельности, приращении нового знания);
3) диалектическая логика (изучает формы отражения объективного мира в человеческом мышлении, в связи и отношениях категорий мышления).
Основными проблемами теории познания являются
а) отношения объекта и субъекта;
б) проблема истины и путей ее достижения;
в) проблема соотношения теоретического знания объекта с самим объектом.
Научное познание имеет две ступени: эмпирическую и теоретическую. В таком понимании теория противостоит практике, опыту, и неясно, как возможна ее истинность. При выделении двух ступеней, практика вводится окольными путями в разделе о критерии истины.
Если теорию понимать как высшую ступень, уровень развития познания, то практика не может не входить в нее в виде критерия истины.
По определению Гегеля: «Познание движется от содержания к содержанию. Прежде всего это поступательное движение характеризуется тем, что оно начинается с простых определенностей и что следующие за ним становятся все богаче и конкретнее… на каждой ступени дальнейшего определения всеобщее поднимает выше всю массу его предшествующего содержания и не только ничего не теряет вследствие своего диалектического поступательного движения и не оставляет ничего позади себя, но несет с собой все приобретенное и обогащается и уплотняется внутри себя» («Наука о логике»).
Результат познания часто зависит от методов исследования. Так благодаря применению физических методов исследования в химии в начале XX века был сделан огромный скачок в развитии учения о периодичности.
Новый стиль мышления несовместим с пониманием науки только как знания. Наука – это единство знания и способа его получения, т.е. единство теории, с одной стороны, и методологии и логики с другой, причем второе становится все более важным.
Основным предметом методологии является метод. Метод с теорией находятся в сложных отношениях единства и различия, т.е. в отношении диалектического соответствия. Метод един с теорией, ей определяется. Именно поэтому каждая наука пользуется своими конкретными методами, и поэтому метод исследования должен всегда сообразовываться с объектом исследования. (исследователь определяет - объект, предмет, метод исследования).
Однако, метод отличен от теории. Непосредственное использование теории в качестве метода невозможно, и, наоборот, теория и метод есть две различные формы знания. Но они едины.
Для построения теории нужен метод, а он, в свою очередь возникает как результат теории.
Диалектическая логика.
Одни ученые определяют логику как науку о формах мышления в его творческой функции. Другие - говорят, что логика – это единство теории и методологии научного познания.
Первые утверждают, что теория познания, методология, логика –однозначны.
Другие устанавливают следующую зависимость между ними:
Логика
↕ ↕
Теория познания ↔ Методология
Логика – синтезирующий подраздел субъективной диалектики.
Логика – полифункциональна.
Взаимосвязь философской методологии и методологии химии осуществляется через диалектический метод познания, который выполняет роль стратегии и применяется не отдельно от частных научных методов, не наряду с ними, а в них и через них. Это значит, что формула восхождения от абстрактного к конкретному является лишь самой общей характеристикой познавательного процесса, который, в действительности, проходит гораздо более сложный и многоступенчатый путь.
Простейшей, начальной процедурой при исследовании нового предмета, о котором нет никакой информации, является наблюдение. Оно может быть пассивным (естественные условия), и активным (в условиях, созданных исследователем). Последнее называют реальным экспериментом, результатом которого является установление эмпирического факта (например, температуры плавления вещества при определенных условиях). Затем полученный факт сравнивается с другими фактами, что связано с эмпирическим обобщением или индукцией.
Результатом индукции является элементарный эмпирический закон (например, соотношение температуры газа и его объема).
Сходство материальных объектов отражается в общих представлениях о них. Представления группируются в понятия. Накопление элементарных эмпирических законов, их классификация осуществляется с помощью фундаментального эмпирического закона, который получается «методом проб и ошибок» и является пределом эмпирического исследования.
Вторым важным методом является сравнительный метод, которым пользуются все науки. В химии он приобретает особое значение, вызванное спецификой её как науки. Специфика в том, что только в химии мы имеем чистое, почти идеальное, соотношение качественной и количественной определенностей, поэтому примеры действия этого закона заимствуются философией из химии.
Энгельс дал следующее определение химии: «Химию можно назвать наукой о качественном изменении тел, происходящих под влиянием количественного состава».
Все сказанное позволяет сделать вывод: что предметом методологии химии является не только учение о рационализации научной деятельности и приращения нового знания, но и разработка целостной системы химии и учебного предмета химии.