Лекция №1
Предисловие
Курс «Истории и методологии химии» является звеном, соединяющим теоретические курсы неорганической, аналитической, органической химии и курс методики преподавания химии. Он вооружает студентов историческими сведениями о развитии и становлении химической науки, а также знаниями методологии химии, как науки о путях и средствах рационализации научной деятельности.
Основная задача курса – помочь овладеть студенту, будущему учителю химии системой знаний по истории химии, которые он может использовать на уроках и во внеклассной работе по предмету. Главная идея заключается в том, что история и методология химии, как никакая другая дисциплина, способствует интеграции полученных знаний и координирует их в соответствии с важнейшей методологической задачей высшего образования.
В программе осуществляется взаимосвязь вопросов истории и методологии химии с подготовкой учителя химии для средней школы.
Курс истории и методологии химии должен:
· способствовать формированию у студентов активной жизненной позиции;
· способствовать гармоничному развитию личности будущего учителя химии, творчески решающего задачи обучения и воспитания учащихся средней школы;
· формировать умение самостоятельно и систематически пополнять свои знания (при подготовке к семинарским занятиям, при написании курсовых работ, рефератов).
История и методология химии изучается студентами ЕГФ (биологи) на IV курсе (7 семестр) после изучения основных химических дисциплин: неорганическая химия, органическая химия, биоорганическая химия, биохимия, аналитическая химия и приводит в систему знания студентов об истории развития конкретных химических наук, а также более глубоко знакомит студентов с историей открытия основных законов и теорий химии. Курс имеет профессиональную направленность и готовит студентов к работе в школе, т.к. многие современные альтернативные программы по химии изобилуют историческими сведениями.
Студенты должны знать:
§ Цели и задачи курса «История и методология химии».
§ Историю зарождения химии в древности.
§ Историю выделения химии в самостоятельную область знания.
§ Историю открытия основных законов и теорий химии.
§ Знать характеристику современных направлений развития химии.
§ Знать историю развития химии в России, биографии ученых, внесших огромный вклад в развитие мировой химической науки (Ломоносов М.В., Бутлеров А.М., Менделеев Д.И. и др.).
§ Знать основные вопросы методологии химии.
Предмет и задачи курса “История и методология химии”
План
1. Предмет и задачи курса “История и методология химии”.
2. Историческое и логическое в обучении химии.
3. Роль фактического материала в структуре химии, истории и методологии химии, теории и методики обучения химии.
4. Понятие о концептуальных системах в химии.
5. Периодизация исторического развития химии.
1. Предмет и задачи курса “История и методология химии”
Современная химия – интенсивно развивающаяся область науки, которая прошла длительный путь, в результате чего выделился ряд самостоятельных наук.
Курс “Истории и методологии химии” является звеном, соединяющим курсы неорганической, аналитической, органической химии и курс теории и методики обучения химии. Он должен вооружить будущего учителя историческими сведениями о развитии и становлении химической науки, ее понятий, теорий, законов, а также знаниями методологии химии – науки о путях и средствах рационализации научной деятельности.
Основная задача курса – помочь будущему учителю овладеть системой знаний по истории химии, которые он может использовать на уроках и во время внеклассной работы по предмету.
Курс “Истории и методологии химии” – имеет большое воспитательное значение. Он способствует гармоничному развитию личности будущего учителя химии, творчески решающего задачи обучения и воспитания учащихся, формированию активной жизненной позиции, формирует умение самостоятельно пополнять свои знания (при подготовке к семинарским занятиям, при написании рефератов).
Курс «История и методология химии» имеет методическое значение. Для педагога история науки не только источник новых фактов, но и могучее средство педагогического воздействия: история науки возбуждает интерес, развивает критическое мышление; исторические факты являются средством создания проблемных ситуаций на уроке, позволяют представить науку как живой поток возникающих и отмирающих гипотез и теорий. История химии имеет также и нравственно – поучительный смысл.
А.М.Бутлеров писал: «При взгляде на прошлое молодые химики будут черпать для себя наставление для того, чтобы работать с большей пользой в будущем». А Д.И.Менделеев считал, что «изучение истории науки нужно не только для понимания сложного пути развития науки, но и для пробуждения активного интереса к современным ее проблемам. Только история науки может преодолеть предрассудок о бесполезности прошлого, живущий в сознании «всезнающего» современника».