Экономическая роль государства

Московский консенсус

В последнее время в российской политике начали проявляться признаки того, что можно назвать “московским консенсусом” - по аналогии с так называемым “вашингтонским консенсусом”. (Термин, введенный Джоном Вильямсоном для описания неолиберальной политики, которой придерживался целый ряд стран Латинской Америки в середине 80-х годов и которая базировалась на жесткой финансовой и денежной политике, конвертируемости валюты, либерализации цен и торговли и приватизации государственных предприятий. Эта политика была затем принята в различной степени в Индии и других странах, избравших путь развития с социалистическим уклоном. Их экономика была открыта для международного влияния, а внутренние монополии - расчленены и приватизированы). В посткоммунистических странах этот процесс сопровождался значительным падением экономической активности. Так, в России к 1995 году ВНП сократился наполовину, затем переходил от спада к росту, пока не погрузился в новый кризис в августе 1998 года, а затем пополз вверх благодаря четырехкратной девальвации рубля, которая сделала импорт слишком дорогим и подтолкнула к производству импортозамещающих товаров.

Московский консенсус в сфере экономики означает следующее: продолжение взаимодействия с международной экономической системой и финансовыми организациями; стремление обслужить внешний долг и решить эту проблему путем переговоров; поддержку макроэкономической стабильности с помощью жестких финансовых мер; откат от угрозы ренационализации и откровенного протекционизма. Московский консенсус сейчас охватывает всех - от либералов до КПРФ, чья экономическая программа для парламентских выборов была разработана хорошо известным критиком ельцинской экономической политики Сергеем Глазьевым. Единственными серьезными организациями, не входившими в этот консенсус, были националисты (например, возглавляемый Дмитрием Рогозиным “Конгресс русских общин” и радикальные левые).

Конечно, у московского консенсуса есть предел, особенно когда речь заходит о практической политике: левые хотят, чтобы государство играло в экономике активную роль, а либералы настаивают на том, что государство-регулировщик не должно быть участником экономической жизни, иначе создается конфликт интересов.

В рамках московского консенсуса идет активная дискуссия о роли государства. Удивляет число согласных с тем, что роль государства должна быть повышена. При этом продолжаются споры о формах осуществления этой идеи на практике. Для коммунистов это означает активное государственное управление экономикой и ее регулирование для достижения их главной цели - восстановления производства, а “Яблоко” (либеральная партия, которая принимает все более социал-демократическую конфигурацию) представляет это в виде “социального” контроля. Должно ли государство только обеспечивать соблюдение “правил игры” или само должно быть игроком? Все стороны соглашаются с тем, что больше внимания следует уделять различным аспектам власти, прежде всего институционализации отчетности и руководства на уровне государства.

Глазьев утверждает, что спонтанно, без сильной системы государ-ственного регулирования рынок развиваться не может. КПРФ все еще придерживается индустриальной модели экономики, хотя сектор услуг в России очень сильно вырос со времени падения коммунизма и составляет по крайней мере треть ВВП. Для КПРФ ключевым элементом все еще является то, что она называет “реальным сектором” экономики, финансовые позиции которого необходимо поддерживать, в частности, путем создания банка развития. Коммунисты утверждают, что необходимо реформировать всю банковскую систему для поддержки этого сектора. Чтобы прекратить утечку денег за рубеж, необходимо ввести строгую систему финансового контроля; эта мера должна сопровождаться восстановлением контроля за ценами на энергоносители. Коммунистическая программа призывает к фундамен-тальному пересмотру налоговой системы, введению государственной моно-полии на алкогольную продукцию и природные ресурсы. Программа признает “честную” конкуренцию, но настаивает на декриминализации экономики. В России все еще сохраняется огромный государственный сектор, однако, по мнению коммунистов, он плохо управляется. КПРФ считает, что ситуацию можно изменить, если рабочие будут участвовать в управлении экономикой на всех уровнях, включая высший. Самой большой поддержкой со стороны коммунистов пользуется идея долгосрочного стратегического планирования, направленного на инвестиции в новейшие технологии. По их утверждению, на основе этих мер Россия может достичь 10% роста экономики в год за сравнительно короткий срок.

Программа “Яблока” была в значительной мере повторена Союзом правых сил. При этом СПС подчеркивал необходимость уделять больше внимания институциональному уровню, прежде всего для того, чтобы устранить чрезмерное регулирование и административное давление на бизнес. Для них главными являются реформа государственной службы и укрепление практики принятия законов прямого действия, снимающих необходимость в посредничестве чиновников. Симптоматично, что термин “государственная служба” все еще используется как противопоставление “гражданской службе” (автор использует игру слов “state service” и “civil service” - прим. ред.). Фундаментальная реформа должна превратить политизированное государственное чиновничество в нейтральную гражданскую службу. Государство в России, в его чисто физическом аспекте, выросло, и число служащих в центре и на местах увеличилось вдвое. Взаимоотношения государства и рыночной экономики, которая находится в зачаточном состоянии, становятся частью ключевого вопроса, который можно сформулировать следующим образом: является ли государство частью проблемы или частью решения проблемы?