Лекция №17. РОССИЯ. Век XXI. НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПРОГНОЗЫ.

Медвецкий А.Ф.

Борьба за президентский пост, включавшая парламентские выборы декабря 1999 года, была самой продолжительной в короткой истории демократической России. Как только Борис Ельцин был избран на второй срок в июне-июле 1996 года, началась борьба за то, чтобы стать его преемником. Хронические проблемы со здоровьем, сопровождавшиеся продолжительным отсутствием в Кремле и постоянно растущими обвине-ниями в коррупции, означали, что всегда имелась очень высокая вероятность досрочного завершения пребывания Ельцина на своем посту. Действительно, можно считать, что весь второй срок был посвящен главным образом тому, чтобы обеспечить передачу власти, которая не поставила бы под вопрос систему, которую создал Ельцин, и не угрожала бы личной безопасности его самого, его семьи и ближайших соратников. Именно этот фактор позволяет объяснить частую смену премьер-министров, которая последовала после отставки Виктора Черномырдина в марте 1998 года, в момент, когда он выглядел основным кандидатом на пост президента. Учитывая структуру российского конституционного порядка и политической системы, премьер-министр, хотя и находится в тени президента в обычное время, имеет огромные преимущества, поскольку уже находится во власти, и эти преимущества значительно возрастают в случае досрочных выборов.

Таким образом, выборы в Государственную Думу были частью более широкой борьбы, и по этой причине мы говорим о двойных выборах (парламентских и президентских) или объединенных выборах 1999-2000 годов. Это была, по словам Клямкина и Шевцовой, “беспрецедентная кампания”, в которой выборы в Думу стали частью борьбы за более высокую ставку. Клямкин и Шевцова отмечают также, что в большинстве стран переходного периода уже по двум выборным циклам можно судить о том, является ли демократия необратимой; в России же это был уже третий цикл, и он поставил еще больше вопросов о природе возникшего демократического порядка.

Борьба за то, чтобы стать преемником, была жестокой, но велась в основном в соответствии с конституционными нормами, выработанными в начале десятилетия. Это произошло, возможно, не столько из-за сильной приверженности демократии, сколько благодаря тому, что никто не был уверен, что недемократическая стратегия даст ему преимущества. Более того, среди правящего класса России наблюдался страх, что, в случае внезапной смерти Ельцина, порядок передачи власти выйдет из-под контроля элиты и какая-то взбунтовавшаяся внешняя сила сможет нарушить весь установившийся порядок.

Большую часть второго срока Ельцин физически был не в состоянии выполнять обязанности Президента, но до самого конца категорически отказывался уступить хотя бы часть своих полномочий кому-либо другому. Выборы 19 декабря фактически предоставили избирателям возможность выразить свои взгляды на будущее после Ельцина. Хотя его здоровье после 1995 года постоянно ухудшалось, Ельцин всегда оставался верховным арбитром, и именно от этой роли он так эффектно отказался, уйдя в отставку 31 декабря 1999 года. К тому времени стало ясно, что он готов передать роль арбитра Владимиру Путину, занимавшему пост премьер-министра с 9 августа 1999 года. Путина уже нельзя было снять, и таким образом игра в премьер-министры подошла к концу. Как и предписано Конституцией, Путин стал исполняющим обязанности президента, продолжив исполнение обязанностей премьер-министра. Президентские выборы назначены на 26 марта 2000 года.