ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ СЕВЕРОМ И ЮГОМ БЫЛО РАЗРЕШЕНО В РЕЗУЛЬТАТЕ ГРАЖДАНОСКОЙ ВОЙНЫ В США (1861 – 1865 гг.). ПОБЕДИЛИ СЕВЕРЯНЕ
Ш. Фурьеизобрел строй “гармонии”, при котором даже пороки человека можно использовать во благо общества (например, отправить любителя хорошо поесть работать в общественной кухне). Все должно быть общее: дети, уже с малых лет приучаемые к труду, должны воспитываться в коллективе, четко следует регламентировать время занятий умственным и физическим трудом.
Оуэн, будучи еще и богатым филантропом, попытался создать на подобных началах колонию “Новая гармония” на земле США.
Социалистические идеи развивали ЖоржПРУДОН, Луи БЛАН, Михаил БАКУНИН.
В 1840- х гг. в Европе зародился марксизм. В отличие от социалистов прошлого марксисты попытались подвести под свое учение научную основу. Охарактеризовав капитализм и показав его противоречия, К.МАРКС и Ф.ЭНГЕЛЬС предсказали его гибель, всемирную социалистическую революцию и переход человечества к коммунизму.
Под коммунизмом эти мыслители понимали общество, “в котором созданы условия для всестороннего развития каждого и удовлетворения всех потребностей каждого”.
В конце XIX в. человечество продолжало неумолимый бег по спирали своего бытия. В эти годы многим народам еще казалось, что они могут жить и развиваться обособленно и выходить на континентальную или мировую арену лишь тогда, когда у них самих возникнет такое желание. Беды, случавшиеся в сопредельных странах, казались чужими. Открытия и изобретения, сделанные учеными одного государства, чаще использовались лишь в своих целях и т.д.
Но чем ближе человечество приближалось к XX в., тем отчетливее просматривалось, что чужие несчастья вовсе не чужие, они прямо или косвенно затрагивают интересы всех живущих на Земле. Загрязнение атмосферы выбросами промышленных предприятий одной страны становились “достоянием” других территорий и даже частей света. Избыток производимой продукции в одной стране неизбежно требовал ее вывоза в другие государства. Нехватка или отсутствие сырья для промышленности в одних странах неминуемо приводили их, не всегда цивилизованным путем, на богатые этим сырьем территории. Научные открытия не могли реализоваться в полную силу, если они замыкались в национальной скорлупе. Люди стали все глубже видеть и понимать огромную взаимосвязь между “здоровьем” каждой в отдельности страны с общим “здоровьем” всего человечества.
Осознание данной проблемы во всем ее многообразии было подвластно лишь передовым умам, как правило, философского и научно-технического профиля. Политики же видели выход из складывающейся ситуации в переделах мира с целью обеспечения себе источников сырья, дешевой рабочей силы и рынков сбыта.
В XIX в. в мире наблюдались две основные общие закономерности:
1. Научно-технический прогресс.
2. “Демографический взрыв”. Население Земли росло по все более восходящей линии. Если с 1000 г. по 1800 г., за восемь веков, оно выросло с 275до 906млн. человек, т.е. в 3,3раза, то за один XIX в. оно увеличилось на 694млн. человек, т.е. в 2,3раза и достигло 1,6млрд. человек.
Рост населения требовал смены способов и культуры производства для удовлетворения потребностей человека. Решить эту проблему представлялось возможным только на основе научно-технического прогресса и отказа от сословного неравенства.
Главное детище научно-технического прогресса — ПРОМЫШЛЕННОСТЬ— продолжала развиваться небывалыми ранее темпами. Причем, в первую очередь в странах, взявшим за основу своего экономического развития рыночные отношения, а политического устройства — ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА.
Одним словом, модернизация набирала обороты.
В России проблема экономической и политической модернизации решалась медленнее. Причинами тому являлись:
q трудно изживаемая “почвенность”;
q отсутствие демократических основ в управлении государством;
q экономическая отсталость;
q изолированность от конституционных стран и др.
Таким образом, для XIX века были характерными:
I. Интеграция экономических отношений между странами.
II. Передел наиболее мощными державами сфер влияния с помощью военной силы.
III. Научно-технический прогресс в основных областях жизни и деятельности человека.