Иван Грозный и его время

Лекция №4. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО: НА ПУТИ К ДЕСПОТИИ ВОСТОЧНОГО ТИПА

Медвецкий А.Ф.

После смерти Василия III верховная власть сосредотачивается в руках придворной верхушки, возглавляемой Еленой Глинской, матерью Ивана Грозного. С 1538-1543 гг., идет борьба за власть между боярскими родами Шуйских и Бельских. Она сопровождалась разорением крестьянских хозяйств, потерей русских земель в войнах с татарами и Литвой, истощением государственной казны. В этих условиях у большинства московского общества, в первую очередь дворян, крестьян и посадского населения, формируется стремление к возрождению централизованной власти, при этом надежды возлагались на юного Ивана IV.

В 1547 г. ИванIV (1547-1584 гг.) венчался шапкой Мономаха на царство, впервые московский князь официально наделялся титулом царя,что подчеркивало новое качественное состояние Московского независимого государства. До этого титул царя имели древнеперсидские владыки, византийские императоры и ханы Золотой Орды.

Вокруг молодого царя собрался круг единомышленников - Избранная рада. Фактически она стала правительством и возглавлялась фаворитом царя Алексеем Адашевым и придворным священником Сильвестром. Опираясь на Избранную раду, Иван Грозный пытался найти компромисс между интересами различных социальных групп.

Иван Грозный, одержимый идеей неограниченного самодержавия, и прекращения боярского самодержавия провел в 1549-1560 гг. ряд реформ, существенно изменивших облик московского общества.

ü В 1549 г. был coзван Земский Собор представителей различных социальных групп от всех областей государства. Собор, работавший под руководством царя, принял решение о подготовке нового Судебника и запретил боярам-наместникам судить дворян, что значительно упрочило положение дворянства.

Земские соборы (созывались до конца XVII в.) не носили характер сословно-представительных учреждений европейского типа и не являлись элементами парламентской демократии.Земские соборы были советом верховной власти с верхушкой корпоративных общин, носящим отпечаток общинной демократии.

ü Новый Судебник был принят в 1550 г. подтвepждaл право Юрьева дня, но увеличивал размер «пожилого» феодалу. Усиливалась центральная государственная власть и ограничивались в правах наместники. Предоставлялось право выборным от народа - старостам, сотским - участвовать в судах. Ограничивались источники полного холопства.

ü В ходе военной реформы было подорвано местничество в военном руководстве. Сформировано стрелецкое войско (3 тысячи человек), существовавшее вначале как личная охрана царя. Организационно сформировалась в самостоятельный род войск артиллерия, которая начала быстро расти количественно.

ü В 1556 г. было принято «Уложение о службе». Оно устанавливало единый порядок организации воинской службы. Каждый феодал был обязан выставить одного конного воина от 150 десятин своей земли. За невыполнение налагался штраф. Это позволило увеличить численность дворянской конницы. Устанавливалось твердое денежное довольствие на период несения службы.

ü В 1551 г. состоялся Стоглавый собор - собрание иерархов Русской православной церкви, решения которого были сведены в 100 глав. Иван IVнамеревался провести через собор решение о секуляризации церковных земель. Однако это ему не удалось, хотя церкви было запрещено расширять земельные владения без разрешения царя.

ü Была сделана неудачная попытка испомещения (наделение поместьями) в Подмосковье «избранной тысячи», т.е. 1000 верных царю молодых дворян, готовых по вызову царя безотлагательно прибыть в столицу.

ü Иван IV ввел новую единицу обложения налогом - «большая соха». Ее размер регулировался в зависимости от качества земли и сословной принадлежности Служилые феодалы (дворяне) стали уплачивать налог с каждых 800 четвертей земли (1 четв. = 0,5 десятины), церковные - с 600, черносошные крестьяне - с 500.

ü В ходе приказной реформы была создана стройная система исполнительной власти и управления, включавшая 22 приказа: Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Посольский и др. К 1556 г. была ликвидирована система кормления, и местная власть переходит от наместников и волостелей из бояр к губным старостам, обычно избиравшимся из провинциальных дворян.

В целом реформы середины XVI в. проводились феодальным государством за счет крестьянства и боярства, в интересах дворянства для усиления централизованной самодержавной власти царя.

В 1560 г. во внутренней политике Ивана Грозного происходят резкие перемены. Сильвестр и А.Адашев попадают в опалу, а Избранная рада прекращает свое существование. Царь увидел в деятельном правительстве угрозу своему единодержавию и решил ускорить процесс централизации власти. В конце 1564 г. царь уехал из Москвы на богомолье, а в январе 1564 г. Иван IV прислал московскому люду письмо, в котором обвинял боярство и высшее духовенство в измене и отказывался от трона. В сознании средневекового русского человека все это представлялось божьей карой. Отозвавшись на мольбы народа, царь вернулся на престол, но для борьбы с изменниками учредил опричнину. Необходимо подчеркнуть, что опричнина как историческое явление получила неоднозначную оценку в отечественной историографии (см. табл.2).

Таблица 2
Взгляды крупных отечественных историков на опричнину

Н.М. КАРАМЗИН необузданный характер Ивана Грозного, патологическое свойство его безнравственной души, склонной к разврату и душегубству   С.М. СОЛОВЬЕВ - возникла ради утверждения государственного начала, противостоявшего родовым отношениям. Жестокость - порождение суровой эпохи  
В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ бесцельная затея, «плод чересчур пугливого воображения царя». Направлена против лиц, а не против системы С.Ф. ПЛАТОНОВ - нацелена на истребление князей, что способствовало укреплению самодержавия  

 

Иван Грозный разделил всю территорию государства на опричнину (опричь - кроме всей земли) - своеобразный государев удел и земщину. В опричнину вошли, прежде всего, юго-западные и северо-западные земли, наиболее развитые в хозяйственном и политическом отношении, тяготеющие к европейскому пути развития. Все управление на опричных землях было сосредоточено в руках царя. Земщиной, с центром в Москве, управляла Боярская дума.

Все население, не согласное войти в состав опричного войска, выселялось с этих территорий. Каждый опричник (общая численность более 6тысяч) отрекался от своих родных и друзей и обязывался служить толькоцарю. Опричнина была в руках царя мощной военно-карательной организацией, неким полумонашеским орденом. Центром опричнины стала Александровская слобода (ныне г. Александров во Владимирской обл.).

Опричный террор был направлен против всех слоев населения.Виднейшие боярские фамилии были подвержены опале и казням, а их вотчиныотписаны на царя. По приказу царя был убит вместе с семьей его двоюродный брат и последний удельный князь Владимир Старицкий. Дворянство,выступавшее за европейские шляхетские вольности, тоже подвергалось террору и пыталось спастись, переходя на службу к литовским князьям. Извысшей знати это удалось сделать лишь потомку Рюриковичей князю Андрею Курбскому, купившему подобной ценой свободу жизни и слова. Переписка находившегося в Польше А.Курбского и И.Грозного показывает, что царь считал всех подданных своими рабами и полагал, что может распоряжаться их жизнями и имуществом по своему усмотрению.

Не меньше феодалов страдало от опричнины сельское и посадское население. Свободные крестьяне выселялись в другие местности, где становились крепостными. Только в Новгороде во время карательной экспедицииво главе с Иваном Грозным погибло около 15 тысяч человек, в том числеженщины и дети.

Любая попытка протеста каралась смертью. Так, митрополит Филипп, пытавшийся вразумить царя, был задушен ближайшим опричным помощником Ивана IV Малютой Скуратовым. Иван Грозный выбрал страх и террор главными средствами насаждения и поддержания в обществе отношений подданства. Итог опричнины был более чем плачевный:

― хозяйственное разорение страны;

― разгром аппарата государственного управления;

― отток в Литву служилого сословия;

― уничтожение частнособственнической инициативы;

― неверие людей во власть закона и покорность перед произволом.