Медвецкий А.Ф.

РОССИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННО-НЕОДНОРОДНЫЙ КОНГЛОМЕРАТ ИЛИ ЦИВИЛИЗАЦИОННО-НЕОДНОРОДНОЕ ОБЩЕСТВО, СЛОЖИВШЕЕСЯ В РАМКАХ МОСКОВСКО­ГО ЦАРСТВА В XIV - XVI ее. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБЩЕНИЯ НАРОДОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К РАЗЛИЧНЫМ ТИПАМ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, ОБЪЕ­ДИНЕННЫХ МОЩНЫМ ГОСУДАРСТВОМ С ВЕЛИКОРУССКИМ ЯДРОМ

Россия в мировом сообществе цивилизаций.

На сегодняшний день в науке существует ряд подходов, в рамках кото­рых делается попытка определить место России в мировом сообществе ци­вилизаций и его прошлом.

Часть ученых, например Ю.Н.Афанасьев, склонны рассматривать раз­витие России по аналогии с Западом, а точнее - с Европой, от которой Рос­сия всегда якобы отставала. Кстати, в этом же русле шёл и марксистский подход.

Другие полагают, что Россия относится к цивилизациям чисто восточ­ного типа, и с этих позиций анализируют ее историю.

Имеется и третий подход - Евразийский. Согласно ему Россия является самостоятельной и самодостаточной Туранской цивилизацией, отличной от Запада и Востока, и представляет собой самостоятельный тип цивили-зационного развития.

Думается, что правильнее говорить о России как цивилизационном фе­номене.Его отличительной чертой является и такой существенно цивили-зационный признак, как национальное самосознание. Этот термин приме­няется в данном контексте в смысле «сознания единства людей, принадле­жащих данному народу, данной народности или нации». Он, в свою оче­редь, включает такие элементы, как этническая принадлежность, нацио­нальные чувства, национальные идеи.

Весьма интересны в этом смысле фундаментальные труды Д.С.Лихаче­ва. Осмысливая генезис самосознания русского народа в пределах XI - XVIII вв., его показатели - памятники письменности и искусства, он делает инте­ресные выводы о том, что все народы проходят трудный путь воспитания национального самосознания на базе своей истории, и это один из элемен­тов общей исторической психологии человечества. Д.С.Лихачев считает, что российская цивилизация не относится в чистом виде ни к одному из трех типов цивилизационного развития.

Вопросы к семинару:

1. Найдите и дайте определения понятия «цивилизация» из разных источников.

2. Что определяет своеобразие цивилизации, ее сущность?

3. Как связаны между собой понятия «цивилизация», «ментальность», «общественное сознание»?

4. Какова по оценкам различных ученых, продолжительность существования цивилизации?

5. Назовите характеристики основных типов цивилизаций.

6. Определите статус России в типологии цивилизаций. Определите термин «Евразийство».

Литература:

1. Гегель Г.Ф. «Философия истории». М., 1998.

2. Губман Б.Л. «Смысл истории: Очерки современных западных концепций». М., 1991.

3. Россия и мир. Учебная книга по истории. Часть 1-2. М., 1994.

4. Сб.: Кризис современной цивилизации: выбор пути. М., 1992.

5. Сб.: Путь Евразии. М, 1992.

6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

7. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г., Природа и цивилизации. М., 1988.

8. Ионов И.Н. «Россия и современная цивилизация»//Отечественная история. М., 1992 г. №4.

9. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие/ И. Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О. М. Медушевская и др. М., 1998.

10. Сорокин П. «Человек, цивилизация, общество» М., 1992.

11. Тойнби А. «Постижение истории». М., 1991.

12. Черняк Е.Б. «Цивилиография. Наука о цивилизациях» М., 1996 г.

13. Шпенглер О. Закат Европы: в 2 т. Минск, 1999.

14. Ясперс К. «Смысл истории» М., 1991.