Конституционное закрепление роли и места парламента в политической системе. Структура белорусского парламента
Современный белорусский парламент – Национальное собрание Республики Беларусь
В современных обществах парламентаризм базируется на работе представительных органов власти, которые формируются народом путем непосредственных либо косвенных выборов. В этой связи в конституциях многих стран закреплено положение, что народ через представительные органы осуществляет свою власть. Некоторые исследователи полагают, что это миф, который распространяют сами власти среди народов.
В Республике Беларусь действуют следующие представительные органы власти:
президент – глава государства, избираемый непосредственно народом;
парламент – Национальное собрание, избираемое путем непосредственных и косвенных выборов;
Советы депутатов трех уровней: областные советы депутатов и Минский городской Совет депутатов (областной уровень); районные и городские Советы депутатов (базовый уровень) городов областного подчинения; сельские, поселковые, городские Советы депутатов городов районного подчинения (первичный уровень).
Всего в 2006 г. в стране было сформировано 1672 местных Советов депутатов, в которые было избрано 23469 депутатов.
В ст. 90 Конституции РБ закреплено: Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. В составе парламента – 174 представителей народа (110 – в Палате представителей и 64 в Совете Республики).
Представительство парламента означает, с одной стороны, что в парламенте заседают представители народа – депутаты; с другой – под представительской функцией понимается деятельность парламента как открытого политического института, на котором публично обсуждаются важнейшие вопросы жизни страны. Парламент – это открытая трибуна для споров, для высказывания и обсуждения различных мнений. В демократических странах парламентские собрания транслируются в прямом эфире, или вскоре после его заседаний. Поэтому избиратели знают, чем занимаются их избранники. Так, например, функционирует Государственная Дума России. По воскресениям на российских телеканалах идут две передачи: 1) клуб сенаторов и 2) парламентский час. На белорусском телевидении – передача «Парламент в лицах».
Белорусский парламент состоит из двух палат – Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 члена).
Идея двухпалатного Парламента получила широкое распространение в мире. Опыт показывает, что двухпалатный парламент всегда имеется в федеративных государствах, а также в унитарных государствах, где число жителей превышает 10 млн. Главное, что такой парламент позволяет увеличить представительство в нем населения, как ни парадоксально, сэкономить средства налогоплательщиков, повысить эффективность его работы, обеспечить учет интересов органов территориального самоуправления. Двухпалатный парламент в большей мере обеспечивает проведение принципа разделения властей – законодательной и исполнительной.
Традиционно двухпалатные парламенты состоят из Палаты представителей (палаты депутатов) – нижняя палата (иногда название иное) и сената, который является верхней палатой. Соотношение по численности между палатами различное, но всегда нижняя палата по числу депутатов больше верхней. Например, в Бельгии, государстве с десятимиллионным населением, в Палате представителей – 212 членов, в сенате – 178, в Ирландии соответственно – 144 и 50, Нидерландах – 150 и 75, Франции – 487 и 274. Оптимальное соотношение численности палат 2:1 или 5:3.
Двухпалатный парламент позволяет обеспечить преемственность власти, прежде всего путем обновления части ее состава через 2–3 года при общем сроке полномочий палаты 4–6 лет. Безусловно, что в различных странах имеются свои особенности. Так, в соответствии с Конституцией Бразилии 1988 г. Национальный конгресс (парламент) является двухпалатным органом. Он состоит из сената и палаты депутатов. Срок полномочий члена сената – 8 лет, каждые 4 года сенат обновляется одновременно на одну или две трети. В палате депутатов 503 парламентария, избираемых на 4 года.
Парламент в любой стране является и законодательным органом власти. Согласно ст. 90 Конституции РБ парламент осуществляет законодательную власть. В основных законах всех государств закрепляются различные полномочия парламента. Так, в ст. 1 Конституции США определено, что все законодательные полномочия предоставляются конгрессу США, который состоит из Сената и Палаты представителей.
Парламент Японии по Конституции также является высшим и единственным законодательным органом государственной власти (ст. 41).
В Конституции Франции сформулировано, что законы принимаются парламентом, хотя здесь значительные полномочия имеются у исполнительной власти. В Великобритании сфера законодательной деятельности парламента безгранична Он может без каких-либо ограничений принять закон по любому вопросу. Иные органы не вправе принимать акты, которые бы стояли выше законов парламента.
Реализация парламентом законодательной функции – не должна приводить к превращению его в орган, который не только принимает, но и исполняет законы. А это может произойти, если перечень вопросов, находящихся в ведении парламента, не будет закрытым. В одном из вариантов проекта Конституции Республики Беларусь 1994 г. устанавливалось, что Верховный Совет может решать иные (помимо прямо указанных) вопросы в соответствии с Конституцией и законами. При такой формулировке у парламента была бы всегда возможность принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос (как это происходило по Конституции 1978 г.), предварительно закрепив это право в законе.
Парламент как представительный орган осуществляет законодательную власть, основываясь на принципе народовластия. Основная его цель – посредством законов утвердить права и свободы каждого гражданина, обеспечить гражданское согласие, принципы правового государства.