Ненормированный рабочий день
Республиканский трудовой арбитраж
Республиканский трудовой арбитраж является постоянно действующим трудовым арбитражем создаётся для:
1)рассмотрения коллективных трудовых споров, отнесённых к его компетенции настоящим Кодексом;
2)координации деятельности органов государственного управления, других нанимателей и представительных органов работников по урегулированию коллективных трудовых споров на стадии примирения?;
3)ведения кадрового реестра трудовых арбитров Республики Беларусь, организации их обучения (повышения квалификации);
4)методического руководства системой примирения, посредничества и арбитража;
5)регистрации трудовых арбитражей;
6)ведения учёта коллективных трудовых споров, рассматриваемых трудовыми арбитражами, обобщения арбитражной практики по их рассмотрению, изучения причин и условий возникновения споров и подготовки предложений по их устранению.
К исключительной компетенции Республиканского трудового арбитража при наличии условий, предусмотренных частью первой статьи 383 Трудового Кодекса Республики Беларусь, относятся коллективные трудовые споры:
1)в объединениях, подчинённых Правительству Республики Беларусь;
2)об исполнении коллективных договоров и соглашений;
3)в организациях, в которых законодательством установлены ограничения реализации права н забастовку (часть третья статьи 388);
4)возникающие при заключении, изменении или прекращении соглашений на республиканском и отраслевом уровнях;
По соглашению стороны могут обратиться в Республиканский трудовой арбитраж и в других случаях.
Республиканский трудовой арбитраж имеет право принимать по вопросам, относящимся к его компетенции, постановления и разъяснения, обязательные для трудовых арбитражей.
Положение о Республиканском трудовом арбитраже утверждает Президент Республики Беларусь. (статья 385 Трудового Кодекса Республики Беларусь)
Республиканский трудовой арбитраж является органом, осуществляющим в пределах своей компетенции рассмотрение коллективных трудовых споров, возникающих в социально-трудовой сфере.
Председатель Арбитража назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.
Арбитры Арбитража утверждаются Советом Министров Республики Беларусь сроком на три года по предложениям Министерства труда Республики Беларусь, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов.
Арбитрами Арбитража могут быть лица, обладающие специальными знаниями в области разрешения споров, за исключением: несовершеннолетних, недееспособных или ограниченных в дееспособности и привлекавшихся к уголовной ответственности.
Арбитры Арбитража, за исключением Председателя Арбитража и его заместителя, выполняют обязанности на нештатной основе.
Размер и порядок выплаты вознаграждения арбитрам определяется соглашением между сторонами спора и арбитрами. В случаях, когда стороны не могут достичь такого соглашения, размер вознаграждения устанавливает Председатель Арбитража либо его заместитель по соглашению с арбитрами.
Соглашение о размере и порядке выплаты вознаграждения арбитрам оформляется в письменной форме и заверяется соответствующими подписями и печатями.
Право на обращение в Арбитраж имеет каждая сторона коллективного трудового спора. Заявление в арбитраж подаётся в 5-дневный срок при несогласии одной из сторон спора с предложениями примирительной комиссии.
К заявлению в Арбитраж прилагаются:
-протокол разногласий сторон при коллективных переговорах;
-копия коллективного договора, соглашения или его проекта;
-требования к нанимателю, утвержденные на общем собрании либо конференции членов профсоюза или работников;
-предложения примирительной комиссии по спору;
-иные материалы, имеющие значение для разрешения спора.
Вопрос о принятии заявления к арбитражному производству разрешается Председателем Арбитража или его заместителем.
Арбитраж может отказать в принятии заявления по следующим мотивам:
-заявление не подлежит рассмотрению в Арбитраже;
-сторонами спора не были проведены предусмотренные законодательством примирительные процедуры;
-по данному спору имеется решение Арбитража, трудового арбитража;
-заявителем пропущены сроки обращения в Арбитраж.
При наличии оснований Арбитраж вправе восстановить пропущенный срок обращения в Арбитраж по своей инициативе.
Заявление в Арбитраж может быть оставлено без движения, если оно подписано лицом, чьи полномочия не подтверждены соответствующим документом, или к заявлению не приложены необходимые документы.
После устранения указанных недостатков заявление принимается к арбитражному производству, о чем выносится мотивированное постановление.
Споры интересов рассматриваются в составе трех арбитров - по одному от органов государственного управления, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов.
Стороны спора по соглашению между собой и арбитрами могут сами выбирать арбитров из состава Арбитража. При не достижении сторонами соглашения арбитры назначаются Председателем Арбитража.
После принятия спора к арбитражному производству проводится подготовка к рассмотрению спора. В подготовительной стадии арбитражного производства арбитры осуществляют следующие действия:
-изучают представленные заявителем материалы;
-в необходимых случаях вызывают представителей сторон для выяснения обстоятельств спора;
-разрешают с учетом мнения сторон вопрос о производстве экспертизы;
-по согласованию со сторонами определяют размер и порядок оплаты расходов по разрешению спора;
-совершают другие действия, направленные на обеспечение своевременного и правильного разрешения спора.
Арбитраж должен рассмотреть спор и вынести решение не позднее двухнедельного срока с момента принятия заявления к арбитражному производству.
Разрешение споров в Арбитраже осуществляется по принципу равенства сторон спора перед законом, открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам государственной и коммерческой тайны либо когда Арбитраж удовлетворит ходатайство одной из сторон о рассмотрении спора в закрытом заседании.
Рассмотрение спора в арбитражном заседании происходит с обязательным участием представителей сторон спора. В ходе арбитражного заседания каждой стороне спора предоставляется равная возможность предъявить необходимые для разрешения спора доказательства. Для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний, может быть назначена экспертиза. Экспертиза назначается при достижении сторонами спора соглашения о возмещении расходов по ее проведению.
Решение Арбитража принимается большинством голосов арбитров, участвующих в рассмотрении спора. Арбитр, не согласный с решением по спору, вправе изложить особое мнение.
Решение Арбитража вступает в силу немедленно либо в срок, указанный в решении.
Ответственность лиц, виновных в неисполнении обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, наступает в случаях, предусмотренных законодательством.
Термин «ненормированный рабочий день» впервые был использован в постановлении НКТ (Наркомата труда) СССР от 13 февраля 1928 г. № 106 (Сборник нормативных актов о труде. Ч. 1. М.: Юрид. лит., 1984. С. 484). Отдельные нормы этого постановления (пп. 4 и 5), не противоречащие Трудовому кодексу Республики Беларусь (далее ТК) и другому законодательству о труде, до сих пор сохраняют силу и продолжают применяться на практике.
Таким образом я решил попробовать раскрыть тему более широко, нежели чем она раскрыта в трудовом кодексе и его приложении. Особенно учитывая то, что в трудовом кодексе, в главе 10, посвященной рабочему дню, она вообще проигнорирована, а в статье 158 косвенно задета, но полностью не раскрыта.
Исходя из этого передо мной встала задача как можно более полно рассмотреть ненормированное рабочее время.
В сравнении с термином «нормированный рабочий день», термин «ненормированный рабочий день» не то что раскрывает суть сказанного, а даже более запутывает ее и не отражает точно сущность данного правового понятия.
Ненормированный рабочий день как особое условие труда может быть только у работников, должности (профессии) которых включены в перечни, утвержденные в установленном порядке. Под установленным понимается порядок, предусмотренный ч. 2 ст. 158 ТК и принятыми в соответствии с ней постановлениями Совета Министров от 4 апреля 2000 г. № 455 «О делегировании полномочий правительства Республики Беларусь па принятие (издание) нормативных правовых актов» и от 27 июля 2000 г. № 1154 (в редакции от 5 января 2001 г.). Названные перечни служат основанием возникновения правового статуса «работник с ненормированным рабочим днем», если иное не предусмотрено законодательством либо локальным нормативным актом (об этом будет сказано ниже).
В Трудовом кодексе, как и ранее в КЗоТ, о ненормированном рабочем дне говорится только в одной статье — в ст.158. «Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день».
«Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени дополнительный отпуск продолжительностью до 14 календарных дней.
Перечни работников с ненормированным рабочим днем утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. В негосударственных организациях конкретная продолжительность такого отпуска для работников устанавливается коллективным или трудовым договором, нанимателем».
Названная статья определила, во-первых, право на дополнительный одноименный отпуск (в этом качестве ненормированный рабочий день выполняет лишь функцию основания предоставления отпуска), во-вторых, полномочия на утверждение перечней работников с ненормированным рабочим днем.
Однако ненормированный рабочий день имеет отношение не только к отпуску он выполняет и другую, главную для него функцию, связанную с регулированием продолжительности рабочего времени. К сожалению, в Трудовом кодексе ее проигнорировали. В главе 10 ТК, посвященной рабочему времени, ненормированный рабочий день даже не упомянут. В результате у нас нет его точного юридического определения, отсутствуют его основные ограничители и т.д. Но хотя в главе 10 Трудового кодекса указанная функция не упомянута, она не исчезла. Без нее ненормированный рабочий день теряет всякий смысл. Связь его с рабочим временем косвенно признана Трудовым кодексом (ст. 158) и Другим законодательством, в первую очередь постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении порядка представления и суммирования трудовых отпусков» от 27 июля 2000 г. № 1154 с изменениями от 5 января 2001 г, (подробнее о нем будет сказано ниже).
Что же такое ненормированный рабочий день? Ответ на поставленный вопрос требует рассмотрения двух правовых позиций. Некоторые комментаторы трудового законодательства утверждают, что ненормированный рабочий день — это особый режим рабочего времени. С этим нельзя согласиться. Дело в том, что назначение режима рабочего времени согласно ст. 123 ТК – обеспечить порядок распределения нанимателем установленных норм ежедневной и еженедельной работы на протяжении определенного календарного периода (суток, недель и др.). Из ст. 123 следует, что режим обеспечивает не установление или изменение, а реализацию уже установленных норм продолжительности рабочего времени. Признание ненормированного рабочего дня режимом рабочего времени (обычным или особым — не суть важно) потребовало бы компенсации переработки нормы часов в одни дни отгулом в другие дни учетного периода. В таком случае ненормированный рабочий день превратился бы в режим работы с суммированным учетом рабочего времени, а последнее перешло бы из разряда ненормированного в разряд нормированного. В результате отпала бы потребность в ненормированном рабочем дне и в компенсации его дополнительным отпуском.
Очевидно, что рассмотренная трактовка ненормированного рабочего дня далека от его правовой сути и практики применения.
Автор статьи занимает иную правовую позицию. Реальная суть понятия «ненормированный рабочий день» в том, что это особое условие труда, установленное законодательством и локальными нормативными актами для определенной категории работников. Особенность этого условия, присущего только ненормированному рабочему дню, в том, что, во-первых, для работников не обязателен максимум нормальной продолжительности рабочего времени; во-вторых, работа сверх этого времени, как правило, не оплачивается и не признается сверхурочной. Поэтому она не компенсируется, как того требует законодательство о сверхурочных работах (ст. 69 ТК). Чтобы не смешивать работу сверх нормального рабочего времени при нормированном и ненормированном рабочем дне, последнюю называют «неурочной» или, что одно и то же, «внеурочной».
Утверждение о том, что неурочная работа не считается сверхурочной, не согласуется со ст. 119 ТК. В ч. 2 ст. 119 ТК приведен перечень случаев, когда работа сверх нормального рабочего времени не считается сверхурочной. В этом перечне нет ненормированного рабочего дня. Этот пробел восполняет п. 5 Порядка предоставления и суммирования трудовых отпусков от 27 июля 2000 г. (далее — Порядок).
Термин «ненормированный рабочий день» не отражает точно суть данного правового понятия, более того, можно сказать, вводит в заблуждение. В сравнении с нормированным рабочим временем, продолжительность которого ограничена нормами, установленными ст. 112-115 ТК, термин «ненормированный рабочий день» создает иллюзию нераспространяемости на него этих статей, что далеко не так. Буквальное понимание термина «ненормированный рабочий день» не соответствует модели, заложенной в правовом материале (к сожалению, весьма скудном) о ненормированном рабочем дне, а также практике применения.
Остановимся на основных параметрах этой модели. Для работников с ненормированным рабочим днем:
— обязательна установленная продолжительность рабочего времени: оно не может быть меньше предусмотренного графиком (распорядком) работ;
— работа, которую поручается выполнять во внеурочное время, должна относиться к функциональным обязанностям работника. В противном случае она подлежит компенсации в общем порядке (оплата либо отгул) (п. 4 постановления от 13 февраля 1928 г.);
— обязателен установленный нанимателем общий или индивидуальный режим нормального рабочего времени: начало и окончание работы, перерывы, если иное не предусмотрено соглашением сторон либо вытекает из специфики трудовой функции работника;
— предусматривается освобождение на общих основаниях от работы в выходные и праздничные нерабочие дни. В противном случае должна быть компенсация на общих основаниях (п. 5 того же постановления);
— обязателен порядок учета явок на работу, ухода с нее, учет в часах фактически отработанного нормального рабочего времени;
— продолжительность неурочной работы на практике обычно отдельно не учитывается. Нет и правового основания, обязывающего вести такой учет. Но он целесообразен с точки зрения организации труда, выявления степени загрузки работника и т.д.;
— неурочная работа допускается лишь в случаях особой необходимости, обусловленной выполняемой работником трудовой функцией либо потребностями производства.
Поскольку применение ненормированного рабочего дня предусмотрено законодательством, неурочная работа не требует согласия работника и должна выполняться по указанию нанимателя либо по инициативе самого работника, но, как правило, с ведома нанимателя.
Сложным является вопрос о допускаемой продолжительности и систематичности неурочных работ в течение рабочего дня, рабочей недели и в сумме за рабочий год или иной календарный период. Ограничения их в законодательстве не было и нет. Полагаем потому, что неурочная работа предполагалась как исключительные случаи. Бытовало и такое мнение: если установить максимум часов и дней, он превратится в минимум. Тем не менее ограничители необходимы. Их не могут заменить термины типа: «в особых случаях», «в отдельные дни», «в случаях крайней необходимости». Эти слова – благое пожелание, не обеспеченное правовыми гарантиями. Тем не менее, наниматели не могут не учитывать, что разрешенная неурочная работа не превращает ненормированный рабочий день в удлиненный, не предусмотренный Трудовым кодексом. Ненормированный рабочий день не предполагает также регулярное (а тем более постоянное) привлечение к работе в неурочное время. Поэтому противоправна практика руководителей организаций, которые обязывают, скажем, мастера, прораба и других лиц с ненормированным рабочим днем являться на работу до начала рабочего дня (смены) или оставаться после его окончания для участия, например, в так называемых «оперативках», «пятиминутках».
Обобщая отмеченное выше, ненормированный рабочий день можно определить как установленное законодательством условие труда, состоящее в том, что работники в отдельные рабочие дни в силу производственной потребности по распоряжению нанимателя или по своей инициативе обязаны выполнять свою трудовую функцию в неурочное время (после окончания рабочего дня, до его начала и т.д.), которое в порядке исключения не признается сверхурочным, а поэтому не компенсируется как сверхурочное время, но применяются другие компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом (ст. 158), локальными нормативными актами и трудовым договором.
Ненормированный рабочий день как особое условие труда может быть только у работников, должности (профессии) которых включены в перечни, утвержденные в установленном порядке. Под установленным понимается порядок, предусмотренный ч. 2 ст. 158 ТК. и принятыми в соответствии с ней постановлениями Совета Министров от 4 апреля 2000 г. № 455 «О делегировании полномочий правительства Республики Беларусь па принятие (издание) нормативных правовых актов» и от 27 июля 2000 г. № 1154 (в редакции от 5 января 2001 г.). Названные перечни служат основанием возникновения правового статуса «работник с ненормированным рабочим днем», если иное не предусмотрено законодательством либо локальным нормативным актом (об этом будет сказано ниже).
Постановление Совета Министров от 27 июля 2000 г. № 1154 названо «Об утверждении порядка предоставления и суммирования трудовых отпусков» (далее, напомним, - Порядок), но в нем значительное место отведено регулированию ненормированного рабочего дня и, в частности, основаниям его применения,
Существует два вида перечней работников с ненормированным рабочим днем (далее — перечни или перечни работников),
Первый — перечень, утвержденный отраслевым министерством и иным республиканским органом государственного управления, облисполкомом, Мингорисполкомом, Министерством труда (далее — централизованный перечень). Данный перечень обязателен для государственных организаций. Для негосударственных организаций, а также индивидуальных предпринимателей, являющихся нанимателями, централизованный перечень (с учетом наиболее близкой сферы деятельности организации) имеет рекомендательный характер.
Второй — перечень работников организации или индивидуального предпринимателя (далее — локальный перечень). Он прилагается к коллективному договору и принимается вместе с последним. Если коллективный договор отсутствует, локальный перечень утверждает непосредственно наниматель.
Принципиальное значение имеет следующий факт: впервые законодательством закреплено условие, согласно которому в государственных и негосударственных организациях основанием применения ненормированного рабочего дня является наличие локального перечня данной категории работников, утвержденного в установленном порядке, и включение в него занимаемых ими должностей (профессий) (п. 2 и ч. 1 п. 4 Порядка). Логично это условие относить и к индивидуальным предпринимателям.
В Порядке отсутствует норма, предусматривающая прямое действие централизованных перечней. Поэтому при отсутствии в организации локального перечня работников с ненормированным рабочим днем все работники данной организации признаются работниками с нормированным рабочим временем и на них распространяется законодательство о сверхурочных работах.
Централизованные перечни имеют исчерпывающий характер. Следовательно, расширять локальные перечни, т.е. вносить в них не предусмотренные централизованными перечнями должности и профессии, нельзя (ч. 3 п. 2 Порядка). Но локальные перечни могут быть уже централизованного, т.е. в них не обязательно все переносить из последних.
В локальный перечень могут включаться лишь те должности, которые в данной организации по объективным производственным причинам предполагают необходимость периодически выполнять функциональные обязанности в неурочное время, т.е. сверх установленной нормы продолжительности рабочего времени (ч. 1 п. 3 Порядка).
Согласно приложенному к Порядку Перечню категорий (групп) работников с ненормированным рабочим днем последний разрешен только для одной профессии рабочих - водителей служебных легковых автомобилей. Здесь имеются в виду водители, обслуживающие руководителя организации. Такой вывод вытекает из того, что в себестоимость включаются затраты на один служебный автомобиль. Все остальные профессии рабочих и младшего обслуживающего персонала государственных и негосударственных организаций, а также индивидуальных предпринимателей никто не имеет права включать в перечни работников с ненормированным рабочим днем.
О том, что у работника ненормированный рабочий день, целесообразно указать в письменном трудовом договоре, но, разумеется, только в случае, если оговоренная в последнем должность (профессия) включена в локальный перечень и работник не отнесен к категории лиц, для которых не допускается ненормированный рабочий день. В трудовом договоре стороны могут предусмотреть также условнее о неприменении ненормированного рабочего дня, предусмотренного централизованным и локальным перечнями для должности (профессии), на которую принят работник.
Поскольку ненормированный рабочий день — это условие труда, предусмотренное законодательством, включение в локальные перечни должностей (профессий) работников, которым устанавливается ненормированный рабочий день, не требует коллективного или персонального согласия работников, занимающих эти должности (профессии). То обстоятельство, что названные перечни прилагаются к коллективному договору, вовсе не означает, что на ненормированный рабочий день дали согласие соответствующие работники. Согласия не требуется и тогда, когда коллективный договор не заключается, а перечень утверждает наниматель.