Количественный аспект диктума.

Диктум

Семантика предложения

может быть объективная (диктум – объективное содержание высказывания) и субъективная (модус – субъективное содержание высказывания).

 

Пропозиция (положение дел, событие, ситуация) – объективное содержание предложения, рассмотрение вне всех субъективных смыслов.

 

Семантич. структура – значение одинаковых по строению предложений.

 

Предикат – признак, отнесенный в тот или иной модально-временной план.

 

Классификация:

 

1) по валентностным свойствам:

a. нульактантные

b. моноактантные

c. полиактантные

2) семантика и способ выражения:

a. глагольные - со знач. дейсвия

- состояния

- бытия

- положения в пространстве

- обладания

- движения

b. адъективные - название признака, свойства субъекта

- со значением состояния

c. субстантивные - со значением классификации признака

- хар-ка времени и пространства по наличию какого-л. предм.

- значение признака предмета

d. выраженные СКС - сост. природы

- сост. окр. среды

- эмоц. и физ. сост. живого существа

e. наречные - значение признака предмета

f. выраженные ИЧ - со знач. количества

g. местоименные - со знач. принадлежности

 

Предикат является ядром синтаксической структуры. Предикат не всегда глагольная форма.

 

Актант – предмет/лицо, участвующее в ситуации.

Выделяют:

- субъект (носитель признака, выраженный предикатом)

- объект (предмет на который переходит действие субъекта)

- инструмент

- адресат.

 

1. Субъект:

a. агенс – активный одушевленный производитель действия или движения

b. коагенс – совместно-производящий действие субъект

c. контрагенс - производящий противоположные действия

d. субъект – носитель состояния

e. пациенс – субъект. подвергающийся дейсвию со стороны другого субъекта.

f. субъект бытия

g. субъект восприятия

h. субъект отношения

i. субъект владения

j. субъект – носитель признака

Субъект и подлежащее не синонимы.

 

2. Объект(одуш. или неодуш.):

a. объектив – неодуш. объект, подвергающийся воздействию

b. результатив – неодуш. объект, создающийся в процессе действия

c. деструктив – неодуш. объект, разрушаемый в процессе действия

d. объект восприятия

e. объект речи, мысли

f. объект состояния

Объект занимает постпозицию по отношению к предикату.

 

3. Инструмент – орудие (предмет, с помощью которого совершается действие) или средства (материал, расходующийся в процессе действия).

 

4. Адресат – лицо, в пользу которого или в ущерб которому совершается действие (обычно в форме датива)

 

Сирконстант – внешние признаки ситуации (место и время – локатив и темпоратив).

Необязательные компоненты семантической струтктуры.

 

Типология пропозиции:

1) событийные (я вижу. я слышу. я чувствую. я ощущаю) – положение дел в действительности

a. бытия – существования

b. действия

c. состояния

d. движения

e. восприятия

2) логические (я думаю. я знаю. я считаю. я полагаю) – результат мыслительной деятельности говорящего

a. релятивные – говорящий устанавливает отношения между явлениями

i. соединения

ii. противопоставление

iii. сопоставление

iv. сравнение

v. градация

vi. чередование

b. каузальные – обусловленности – одно явление обусловливает другое

i. причины

ii. цели

iii. условия

iv. уступки

c. временной соотнесенности

i. одновременность

ii. разновременность

 

Способы выражения пропозиций:

 

1) Событийные.

Могут быть выражены предложением (Светает), предикативным центром (Уже рассвело), предикативной единицей, пропозитивным ИС, вводным компонентом, каузативными глаголами, однородными глаголами, обособленными членами.

2) Логические.

Чаще всего служебные ЧР, предлоги, союзы, интонация.

 

 

Монопредикативное высказывание может быть монопропозитивым или полипропозитивным (Бледнея, заря затихает).

Полипредикативное высказывание является полипропозитивным.

 

Асимметричные конструкции – возникают при несовпадении ПВ и ПС. Причиной является тенденция к экономии языковых средств и тенденция к их избыточности.

 

Способы разграничения событийных и логических пропозиций:

СП – возможна подстановка “я вижу, я чувствую, я слышу, я ощущаю”;

ЛП – возможна подстановка “я думаю, я знаю, я считаю, я полагаю” и тд.

 

Пример диктумного анализа в тетради.