Вопрос.
Вопрос.
С греческого – путь к чему-нибудь, исследование. Методология, методика, метод.
Методология – учение о путях, методах научного исследования, о принципах построения, формах и способах научного познания.
Методика – совокупность методов исследования.
Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности.
Методология криминологического исследования базируется на использовании диалектико-материалистического учения при этом важно отметить следующее: 1) преступность рассматривается как социальное явление, при ее исследовании используются методы социальных наук; 2) преступность анализируется во взаимодействии и взаимозависимости с другими процессами, происходящими в обществе; 3) рассмотрение криминологически - значимых явлений осуществляется в их движении и изменении, изучая прошлое, настоящее, прогнозируя будущее, а не только в статике; 4) развитие криминологически значимых явлений рассматривается как процесс, в котором движение носит поступательный характер. Количественные изменения при их накоплении, развитии переходят в качественные и порождают новые состояния преступности, что требует изменения подходов и методов борьбы с ней; 5) учитываются и внутренние противоречия, разные стороны изучаемых криминальных явлений, и внешние – противоречия между криминальными и иными явлениями.
Методика криминологических исследований – совокупность конкретных методов, приемов, средств, сбора, обработки и анализа информации о состоянии преступности, ее причинах и условиях, о лицах, совершивших преступления и их жертвах, о мерах борьбы с ней, а также прогнозирование ее состояния.
Методы криминологического исследования – определяются как система приемов, способов сбора, обработки информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения преступности.
Криминологическое исследование требует системного и комплексного подхода. Системный подход требует рассмотрения изучаемых объектов в их целостности и единстве многообразных связей с другими явлениями или процессами. Комплексный подход заключается в использовании достижений различных наук и привлечения различных специалистов различных областей знаний.
Систему образуют общенаучные и специально-криминологические методы.
1. Общенаучные – общие способы и пути исследования процессов, явлений, которые используются в различных отраслях научного познания – философский, исторический, сравнительный и т.д.
Философский метод полезен для изучения преступности и причин преступности.
Исторический метод – обеспечивает изучение преступности в историческом развитии, позволяет выявлять реальные закономерности и тенденции преступности, ее причинности, устойчивые характеристики личности преступности.
Логический метод – анализ и синтез, индукция и дедукция.
Сравнительный метод – невозможно проводить исследование без сравнения. Играет весьма важную роль.
2. Специально-криминологические
Метод опроса – опрос может быть проведен в форме беседы, интервьюирования, анкетирования. Опрос в форме беседы – устная форма опроса, акт человеческого общения, одним из предназначений которого является обмен информацией. Существенное отличие и преимущество беседы перед другими – наличие быстродействующей обратной связи, когда есть возможность задать вопрос в зависимости от характера ответа на предыдущий. Полученную информацию и выявленные неразрешенные вопросы можно использовать при разработке анкет либо вопросника для интервью. В ходе беседы могут возникнуть новые требующие изучении вопросы.
Интервьюирование – устная форма опроса, беседа, в процессе которой респондент отвечает на вопросы, разработанные и сформулированные исследователем в вопроснике.
Анкетирование – письменная форма опроса, получение письменных ответов от респондента на заранее разработанные анкеты. Является наиболее распространенным и эффективным методом опроса.
Процесс анкетирования осуществляется поэтапно.
1 этап. Формулировка вопросов, вытекающих из программы исследования.
2 этап. Расстановка вопросов в анкете. 1 блок вопросов – личные данные, 2 блок – вводные, 3 блок – наиболее важные.
3 этап. Обсуждение и рецензирование анкеты.
4 этап. Пробный опрос.
5 этап. Учет замечаний и подготовка окончательного варианта анкеты.
6 этап. Размножение анкет.
7 этап. Распространение и сбор анкет.
8 этап. Обработка информации.
Структура анкеты условна, подразделяется на вводную и основную части. Во вводной части формулируются обращенные к респонденту условия и правила дачи ответов на поставленные вопросы. Вводная часть должна носить предметный лаконичный характер. Кузнецова и Оргунова – учебное пособие Криминология.Основная часть – вопросы можно подразделить на 3 вида – дихотомические вопросы, требующие однозначного ответа – да или нет. Открытые вопросы, предполагающие ответы в произвольной форме – они обеспечивают полноту информации, но затрудняют ее обработку и применение ЭВМ. Закрытые вопросы – ограничивают возможность респондента предполагаемой серией готовых ответов.
Анкетирование по процедуре делится на очное, заочное, сплошное, выборочное. Наиболее эффективным и распространенным является выборочный. Анкетирование по сравнению с другими методами и формами опросов имеет ряд преимуществ:
1 – позволяет произвести опрос достаточно больших групп граждан в короткий срок с наименьшими затратами сил и средств
2 – позволяет максимально формализовать опрос, обеспечив достаточную сопоставимость граждан их статистическую обработку и анализ
3 – дает возможность соблюсти анонимность ответов
Недостатки анкетирования.
1 – жесткая зафиксированная в анкетах определенность вопросов не позволяет в ряде случаев углубить опрос
2 – может иметь место невозвращение респондентами части ответов, наличие неточности
3 – возможно взаимное влияние на мнение опрашиваемых лиц при организованных опросах
4 – главным недостатком анкетирования, как и других форм опросов, является субъективный характер получаемых сведений
В этой связи оценка достоверности полученной информации возможна на основе комплексного системного подхода и сопоставление со статистическими и иными объективными показателями.
Для достоверности исследования используют такой метод, как изучение документов. Как правило при криминологическом исследовании изучению подлежат нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, материалы архивных уголовных дел, дел об административных правонарушениях, заявления, жалобы, обращения граждан в правоохранительные и контролирующие органы, связанные с правонарушениями, аналитические и иные документы о противодействии преступности в целом и по отдельным видам на федеральном, региональном, местном уровне, долгосрочные программы, планы по борьбе с преступностью, отчеты о выполнении этих программ, результаты ранее проведенных исследований по избранной тематике, материалы СМИ.
Наряду с изучением документов используется наблюдение, эксперимент и т.д.
Статистический метод (самостоятельно).
Тема: Преступность и ее основные характеристики.
1) Понятие преступности. Соотношение преступности и преступлений
2) Латентная преступность
3) Основные показатели преступности: уровень, состояние, структура, динамика, коэффициенты
4) Общая характеристика преступности в зарубежных странах