Вопрос.

Место криминологии

Это правовая междисциплинарная наука.

У нас считается юридической наукой.

Связана с общественными науками: философия, статистика, психология, социология;

С правовыми науками: уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, административное право (из правонарушений рождаются преступления) и т.д.

4 вопрос. Задачи криминологии

1. Познавательная (аналитическая).

- исследование феномена преступности, её состояние в целом и по отдельным видам, тенденции преступности;

-изучение личности преступника;

- причин и условий, факторов преступности на различных этапах человеческого развитии;

- исследование эффективности мер по противодействию преступности.

2. Прогностическая – научно обоснованное предсказание, предвидение, развитие событий в обществе прежде всего связанных с преступностью, выделение тенденций состояния преступности в целом и по определенным видам.

3. Рекомендательная (по Кузнецовой) – внедрение рекомендаций в законотворческую и правоприменительную практику.

4. Просвещение населения (некоторые выделяют) – доведение до общественности о состоянии, структуре преступности, эффективности борьбы с ней, и др.

5. Международная (Кузнецова) – участие криминологов в международных форумах, посвященных разработке мер по борьбе с преступностью.

 

Постоянная работа криминологии - совершенствование мер по предупреждению преступности, внедрение научных разработок в законотворческую и правоприменительную практику.


 

Тема: История криминологии.

  1. Возникновение криминологии и основные этапы е развития:

а) классический период (Ч. Бекария о преступлениях и наказаниях; Ламброзо «Преступный человек»)

б) позитивистский

в) современный период

  1. Характеристика отдельных этапов развития криминологии в России (источник Устинов Некоторые итоги развития отечественной криминологии в 20 веке. УП 2001 г. №1 74-76).

а) в дореволюционный период

б) 20-60 гг.

в) 60-80 гг. и её современное состояние

 

Фома Аквинский, М. Лютер – наказание обосновывалось божьей волей.

Мор – причина пр-й в самом обществе.

 

Классическая школа – 18 век

Позитивистская – 19 век

Современная – 20 век

 

А:

Интеллект и рассудок является основополагающими признаками человека, это фундамент на котором строится любое объяснение его индивидуального и общественного поведения. Классическая потому что в её рамках впервые сложилась относительно полная система воззрений в области криминологии. Начало серьезным изменениям в правовой системе положил работа Ч. Бекария, опубликованная 1764 г.

 

Джон Говард

Фейербах – теория психического принуждения, устрашения как цели наказания, выступал за публичность всех правовых процедур.

 

Классическая школа отказалась от господствовавших ранее представлениях о сверхъестественных силах и воли господней как о началах определяющих поведение человека, включая и преступное поведение и заменила всё это концепцией свободной воли человека и его умысла.

Позитивистская школа.

Ярким представителем позитивистской школы -Чезарио Ламброзо. Работа «Преступный человек». Он пришел к выводу, что поведение причинно-обусловлено и преступника можно идентифицировать по определенным признакам. Разработал классификацию преступников. До этого времени было общее понятие преступника. Типы преступника: прирожденные преступники, душевнобольные преступники, преступники по старости (к которым относятся политические маньяки), случайные преступники. Причина преступления – цепь взаимосвязанных причин.

1878 год – Энрико Ферри опубликовал «Теорию невменяемости и отрицания свободной воли». Отталкиваясь от идеи о биологических основах причин преступности, он уделил большое внимание взаимодействию социальных, экономических и политических факторов. Он полагал, что государство должно стать тем основным инструментом, при помощи которого можно добиться улучшения условий жизни людей и позитивного влияния на преступность. Но одно только государство не в состоянии победить преступность.

Преступление – аморальный поступок, наносящий ущерб обществу.

Горафано сформулировал правила адаптации и устранения тех, кто не может приспособиться к условиям социально-естественной селекции.

1) Лишать жизни тех, чьи преступления проистекают из неустранимых психических аномалий, делающих их неспособными к жизни в обществе.

2) Частично устранять или подвергать длительному заключению тех, кто способен только к образу жизни кочевников и примитивных племен (цыгане).

3) Принудительно исправлять тех, у кого недостаточно развиты альтруистические чувства, но кто совершил преступления при чрезвычайном стечении обстоятельств.

Тард – всякому поведению обучаются, включая преступное. 1890 год – «Законы подражания», «Философия наказания». Предлагал понятия «подражание» и «обучение». Преступников он называл социальным экспериментом.

Современный период (на семинаре).

Устинов статья.

1917 год – Октябрьская революция.


 

Тема: Организация и методика криминологических исследований.

1) Понятие методологии и методики криминологических исследований.

2) Методы криминологических исследований

a. Общенаучные методы

b. Метод опроса – его виды, предмет и условия использования

c. Статистический метод

d. Иные методы криминологических исследований

3) Организация и этапы криминологических исследований