И категории этики

Добро и зло как основные понятия морального сознания

Моральный идеал

Моральный идеал – наиболее общее, универсальное и абсолютное нравственное представление о благом, о должном. Можно выделить два «пласта» морального идеала:

1) общественный идеал – это совершенство в отношениях между людьми, или такая организация общества, которая обеспечивает это совершенство.

2) «индивидуальный» идеал (тогда, когда мы говорим о человеке)– это образец нравственной личности.

Выше уже говорилось о том, что моральные учения по интерпретации морального идеаларазделить на:

а) гедонистические учения, согласно которым, высшей ценностью и целью человека является удовольствие и все обязанности человека в конечном счете подчинены его желанию получить удовольствия;

б) утилитаристские, или прагматистские учения, согласно которым морально ценным является то, что служит определенной цели, а человек должен совершать полезные действия и стремиться к успеху;

в) перфекционистские учения, согласно которым высшей ценностью является совершенство и каждый должен совершенствоваться в стремлении приблизиться к идеалу ;

г) гуманистические учения, согласно которым высшей нравственной ценностью является человек, и обязанностью каждого является содействие благу.

Добро и зло – понятия высокой степени обобщения, это фундаментальные категории морального сознания, от содержания которых зависят все другие этические представления.

Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей.

Представление о том, что в мире и в человеке идет борьба между «силами добра» и «силами зла» - одна из фундаментальных идей, пронизывающих всю историю культуры (Озирис и Сет — добрый и злой боги в древнеегипетской мифологии, Ормузд и Ариман — аналогичные божества в религиозном учении персидского пророка Заратустры, инь и ян — доброе и злое начала в мировоззрении древних китайцев, Бог и дьявол — в христианстве и мусульманстве).

 

Добро — это высшая нравственная ценность, не касающаяся природных событий или явлений; характеризующая действия, совершенные свободно, ради них самих и сознательно соотнесенные с высшими ценностями, идеалом.

Добро заключается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, морального равенства, и гуманности в отношениях между ними . Добро характеризует действия человека с точки зрения его духовного возвышения и нравственного совершенствования.

Понятие добра тесно связано с таким понятием как добродетель — морально положительное качество человека. Разные добродетели выражают разные грани добра: мужество и покладистость, доброта и суровость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие. Добродетели не даются нам от природы, их необходимо воспитывать.

Нельзя ставить знак равенства между добром и пользой: польза – это то, что приносит удовлетворение, счастье конкретному человеку, добро же - «общечеловечно».

Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, т. е. нечто несовместимое с нравственным поведением.

Зло – деятельность противоречащая принятым в данной культуре нормам морали (в конечном счете – идеалу), которая имеет негативное значение для состояния других людей или самого действующего объекта: причиняет материальный или духовный ущерб, вызывает страдания и сходные негативные чувства, ведет к деградации личности.

Понятие морального зла определяет то, чему противодействует мораль, что она стремиться устранить и исправить: чувства, намерения, поступки, качества, характеры. Избавления от зла физического (страданий, смерти) и морального (греха) возведено в конечную цель человека во многих религиях (например, буддизм, христианство).

Моральное зло может быть двух видов:

1) враждебность. Возникает в результате господства кого-либо (чего-либо) над людьми и окружающим миром, такого их использования, которое ведет к разрушению, гибели (агрессия, жестокость, насилие, ненависть, унижение, желание гибели). Враждебность активна, направлена наружу.

2) распущенность. Объединяет такие человеческие недостатки как слабоволие, трусость, лень, неумение держать себя в руках, сдерживать свои склонности и желания. Распущенность направлена вовнутрь индивида, ведет к его деградации, разрушая его физические и духовные качества.