Элементы морального сознания

Понятие морального сознания. Сознание по своей природе целостно, каким бы видом деятельности не занимался человек. Каждый человеческий поступок, каждый акт общения подразумевает то, что человек способен осознавать их внутреннюю проблематику, соотносить их с собственным представлением добра и зла, представлениями о должном и справедливом, подчинять их голосу собственной совести.

Моральное сознание – человеческое сознание с его внутренними механизмами, смысловым и ценностным содержанием, в форме этических понятий и определений.

Моральное сознание рассматривает явления и поступки людей не в плане их причинной обусловленности (почему человек сделал что-либо), а со стороны их достоинства, ценности. Моральное сознание оценивает действия и общественные явления, мораль дает возможность выбора между добром и злом, который человек делает в силу своего понятия о должном (о том, как должно быть). Совокупность определенных норм, запретов и требований, которые регулируют человеческую деятельность и поведение и составляют содержание морального сознания.

Моральная норма

Моральная норма (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец), как элемент морального сознания – это элементарная форма морального требования, определенный образец поведения, который отображает устоявшиеся правила человеческих отношений и сосуществования.

Моральные нормы носят обязательный характер, определяют поведение людей в некоторых типичных ситуациях, которые повторяются (иногда и на протяжении тысячелетий). Мы пользуемся ими легко, не размышляя, и только тогда, когда моральная нома нарушается – обращаем внимание.

Моральные нормы неоднородны, их содержание определяется различными факторами. Можно выделить, по меньшей мере, три вида норм.

1) фундаментальные (первичные) нормы морали: характерны наибольшей степенью абстрактности, поскольку определяются необходимостью сохранения человеческой общности. Они нередко входят в общественное моральное сознание в виде религиозных заповедей. Это известные нормы: не убий, не укради, не обмани и др.

К первичным нормам можно отнести так называемое «золотое правило этики»: «(Не) Поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, что бы они поступали по отношению к тебе». Оно формулировалось многими мыслителями разных народов в различные исторические эпохи, первые упоминания о нем относятся к І тысячелетию до н.э. Встречается «золотое правило» в индийских трактатах, в изречениях Будды, в ответах Конфуция, в античных философских текстах. Однако наиболее чётко «золотое правило этики»выражено в знаменитом категорическом императиве И. Канта: «Относись к другому человеку не только как к средству, но в то же время и как к цели».

Нарушение фундаментальных моральных норм ведёт к более или менее быстрой деградации человеческого общества.

2) нормы данной исторической эпохи: конкретизируют первичные нормы применительно к обстоятельствам места и времени, то есть к достигнутому уровню культуры и к географической среде. Эти нормы всегда нечто новое в сравнении с предыдущей эпохой, их появление иногда связано с формированием нового общественного идеала (например, идеала гуманизма в эпоху Возрождения). В разные исторические эпохи возникают нормы, предписывающие уважение к чужой частной собственности, к законам государства, мужчины к женщине и др. В настоящее время с трудом внедряется в общественное сознание терпимость к сексуальным меньшинствам и однополым бракам.

3) ситуационные (этикетные) моральные нормы:

этикет — практическое воплощение нравственности применительно к той или иной конкретной ситуации. Этикетные нормы различны в разных культурах, но в любой культуре они жёстко предписывают одну линию поведения и запрещают иную. Эти нормы вырабатываются людьми, обладающими наибольшим авторитетом и влиянием в данной общности. Этикетные нормы выражают «моду» в нравственных отношениях и потому они наиболее подвижны и изменчивы.

Чаще всего моральные нормы имеют вид запрета: «Не поступай так», но есть и в виде рекомендаций: «Хочешь быть человеком, поступай так».

Моральные принципы

Если моральные нормы касаются определенных аспектов человеческого поведения, деятельности и отношений, то принципы характеризуют целостную линию поведения человека, становятся составляющими его морального характера.

Моральный принцип – это обобщенное выражение моральных требований к человеку, которые направляют его в его моральной практике, определяют характер отношения человека к миру и обществу.

Моральным принципам не свойственна категоричность, следовать им (принципу патриотизма, гуманизма, альтруизма и эгоизма, коллективизма и индивидуализма) человек может только по собственному выбору.

«Золотое правило этики» может выступать и моральным принципом, если человек руководствуется этим правилом в моральной деятельности и моральных отношениях.

 

Моральные мотивы

Человек может знать существующие моральные нормы, принципы, но не руководствоваться ими в жизни. Для реализации требований морали необходим мотив – реальная движущая сила, внутреннее, субъективно значимое понуждение к действию. Мотив выражает заинтересованность субъекта в определенном действии, это ответ на вопрос, почему он, собственно, так поступил. Иногда поступок и моральный мотив имеют не одинаковую моральную ценность. Внешне пристойные поступки имеют под собой мотивы, которые ничего общего с моралью не имеют – жажду славы, власти, корыстолюбие и т.п.

 

Что побуждает личность подчинять свое поведение определенным нравственным принципам, даже если это требует от нее значительных усилий?

Существуют следующие социокультурные механизмы организации человеческого поведения:

а) сила обычая. Обычай всегда конкретен, он точно указывает, при каких условиях какие действия надо совершать, обычай однозначен, он не дает человеку выбора способа действий.

Нравственное же поведение основано на моральном выборе, оно предполагает, что у человека имеются альтернативные возможности, из которых он выбирает то, что считает нужным сделать, кроме того, человек может отказаться делать то, что предписывает обычай, если сочтет, что это будет аморально. Значит, мораль «выше» обычая, имеет приоритет над ним.

б) общественное мнение. Оно выражается в разнообразных формах. Это и оценки, высказываемые в средствах массовой информации, и суждения авторитетных деятелей культуры, и мнения, распространенные в какой-то социальной группе, организации, коллективе, семье или в некотором случайно образовавшемся собрании людей. В общественном мнении основными средствами морального воздействия на личность являются процедуры убеждения и психологического вознаграждения (одобрение, приветливая улыбка, похвала и т. д.) или наказания (критика, недовольный взгляд, брань, бойкот и пр.). Сила общественного мнения, способна оказать сильнейшее давление на личность и принудить ее выполнять господствующие в обществе нормы морали.

Но общественное мнение не всегда справедливо и обосновано (оно может заблуждаться), часто бывает далеко не единодушным.

в) третья сила, которая побуждает личность вести себя в соответствии с определенными нравственными принципами заключается в самой личности. Механизм действия этой силы представляет собою интериоризованный (превращенный из внешнего во внутренний) социокультурный механизм общественного мнения, ставший внутренним механизмом личности. Формирование его начинается с раннего детства и проходит три этапа.

 

Этапы формирования интериоризованного социокультурного механизма организации человеческого поведения:

І этап:элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании, регуляция поведения ребенка идет, в основном, извне. Однако уже на этом этапе интериоризуются и входят в привычку некоторые элементарные нормы поведения, вырабатываются внутренние психологические установки на доброжелательность (или, наоборот, недоброжелательность) в отношении к другим людям, сочувствие (или равнодушие) к ним, сострадание (или жестокость) и т. п. Многое в нравственном облике растущей личности будет зависеть от того, какого рода требования и образцы поведения окажутся более эффективно интериоризованными.

Ведущий мотив, побуждающий следовать моральным нормам – желание одобрения и страх наказания за нарушение моральных норм.

ІІ этап: конвенциональная нравственность. В основе ее также лежит внешняя моральная регуляция. Однако на этом этапе происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». От усвоения отдельных образцов хорошего и плохого поведения подросток переходит к более обобщенным взглядам на добро и зло, в свете которых оцениваются люди и их поведение. Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Появляется мотив соревнования с другими за занятие достойного места во мнении окружающих и активное стремление поступать так, чтобы не только избежать порицания, но и заслужить одобрение с их стороны. Конвенциональная нравственность ориентирована на общественное мнение окружающих. Критического отношения к господствующим в общественном мнении моральным установкам нет. Личность следует этим установкам не потому, что внутренне принимает их как обязательные для себя, а потому, что старается быть «хорошей» в главах общественного мнения.

Ведущие мотивы — стыд и честь.

ІІІ этап:автономная нравственность. Здесь происходит интериоризация общественного мнения. Личность как бы сама становится его носителем, она замещает его собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков.

Автономная нравственность — это моральное саморегулирование своего поведения. Личность автономна и не зависит от того, что скажут другие люди. Человек совершает «хорошие» поступки не потому, что ему за это заплатят, что его похвалят за них или осудят за то, что он их не сделал, а потому, что у него есть внутренняя потребность совершать их, и он не может иначе.

Главный мотив нравственного поведения здесь — совесть.

 

Если стыд — чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми, то совесть направлена вовнутрь личности и есть выражение ответственности ее перед самим собою. Голос совести — это голос общества внутри нас, голос культуры, ставший нашим собственным голосом.

Академик Д. С. Лихачев на вопрос, трудно ли быть порядочным человеком, отвечал: «Нет, очень легко: всегда делаешь то, что хочешь». Сомерсет Моэм писал, что общество пускает в ход против личности три оружия — закон, общественное мнение и совесть; от первых двух личность может защититься, но от совести защиты нет, ибо она «предатель в собственном стане». «Если хочешь спать спокойно, возьми с собой в постель чистую совесть», — гласит древняя мудрость.

 

Ценностные ориентации. Если мотивы отвечают на вопрос «почему?», то ценностные ориентации – на вопрос «ради чего?» действует человек.

Ценность – субъективная значимость определенных явлений реальности, т.е. значимость с точки зрения конкретного человека, его потребностей, общества.

Мир человека – это мир потребностей и ценностей. Наиболее важные ценности для человека составляют его «систему координат». Можно выделить два типа ценностей:

1) «низшие», смысл которых определяется насущными потребностями и интересами человека (обеспечение повседневных бытовых потребностей и нужд: еда, одежда, жилье, чувство защищенности и др.);

2) «высшие» ценности, которые придают смысл существованию человека. Это потребности человека в самореализации, в творчестве, в религии.

И те, и другие имеют определенный вес в жизни человека, но первые – это способ, а вторые – цель.

Ни от первых, ни от других невозможно отказаться, но необходимо правильно относиться к ним. Сократ говорил: «Ми едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть».

Важнейшими для каждого человека ценностями есть: идея Добра, жизнь, свобода, счастье, смысл жизни.