Тема 1. Этика как практическая философия

Часть І. Этика

Этика и эстетика

Кафедра социологии, философии и психологии

Конспект лекций:

 

2005 г

Выхватень Л.В. Конспект лекций: Этика и эстетика. Часть 1. Этика. – Днепропетровск: ДУЕП, 2005. – 98 с.

 

Для направлений

 

0501 - Экономика и предпринимательство

0502 – Менеджмент

0503 – Торговля

0305 – Филология

 

Содержание:

 

1. Этика как философская наука  
1.1. Этимология терминов «нравственность», «мораль», «этика»  
1.2. Черты и свойства этики как философской науки  
1.3. Структура этики  
1.4. Мораль как социальный феномен  
1.5. Функции морали  
     
2. Структура морали. Категории этики  
2.1. Структура морали  
2.2. Элементы морального сознания  
2.2.1. Понятие морального сознания  
2.2.2. Моральные нормы  
2.2.3. Моральные принципы  
2.2.4. Моральные мотивы  
2.2.5. Ценностные ориентации  
2.2.6. Моральный идеал  
2.2.7. Добро и зло как основные понятия морального сознания и категории этики  
2.3. Моральная деятельность  
2.4. Моральные отношения  
     
3. Прикладная этика  
3.1. Определение прикладной этики. Признаки этико-прикладных проблем  
3.2. Актуальные проблемы биоэтики. Этические комитеты  
3.3. Определение экологической этики  
3.4. Предпринимательская этика. Международные стандарты экономической деятельности  
     
Приложение 1. Словарь этических терминов  
     
Приложение 2. Примеры этических кодексов  
     
Приложение 3. Кейсовые задания по этике бизнеса  

 


1. Этимология терминов «нравственность», «мораль», «этика»

Слова «этика», «этический» происходят от греч. ethosнрав, характер, обычай. Их ввел 2300 лет назад Аристотель. Он определил дианоэтические добродетели человека, которые являются умственными: мудрость, рассудительность, сообразительность (всего он выделил их три), и этические добродетели человека (или достоинства), которые проявляются в его поведении: мужество, благоразумие, честность, щедрость, доброжелательность, справедливость и др. (всего он выделил их десять). «Этикой» Аристотель назвал науку об этих качествах.

АРИСТОТЕЛЬСтагирит (384–322 до н.э.) – великий древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, основатель Перипатетической школы.

Родился в Стагире, греческом городе на восточном побережье полуострова Халкидика. Его отец Никомах был придворным врачом и личным другом македонского царя Аминты Второго, и их погодки дети, юный Аристотель и наследник престола Филипп, не раз проводили время вместе. Когда Аристотелю было 15 лет, отец его умер, опекуном был назначен его дядя Проксен, который, вероятно, и рассказал Аристотелю о Платоне и его Академии. В 17 лет приехал в Афины и с 367 по 347 был в платоновской Академии сначала на правах ученика, затем – в качестве преподавателя. После смерти Платона уезжает из Афин и почти 14 лет (347–334) проводит в странствиях. Самым значительным эпизодом этого периода является его педагогическая работа с наследником македонского престола Александром, сыном Филиппа Македонского (с 342 по 340). В 334 Аристотель возвращается в Афины и основывает собственную философскую школу – Ликей. Умер от болезни в изгнании, покинув Афины перед угрозой со стороны антимакедонски настроенной общественности. Согласно завещанию, был похоронен в родной Стагире.

 

Аристотель разделял философию на три части – теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика (греч. «organon» – орудие, инструмент).

Теоретическая философия имеет дело с истиной и целью ее является знание ради самого познания, потому она свободна и «бескорыстна». Теоретическую философию составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или теология).

Практическая философия, нацелена на совершение добродетельных поступков и оперирует понятиями добро – зло.

Целью творческой философии является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь искусство словесное – риторику и поэтику).

По Аристотелю этика и политикаобразуют единую практическую часть философского знания, предметом которой становится благо, осуществимое в поступках: этика рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика – благо гражданского сообщества (государства).

Этическое учение Аристотеля изложено в трех текстах – Никомаховой этике, Евдемовой этике и Большой этике, из которых традиционно бóльшим авторитетом пользуется первая.

 

Проблематика и внутренняя логика «Никомаховой этики»:

1 книга - Что есть благо. Высшим из благ, осуществляемых в поступках, Аристотель

считал счастье. Счастье – это деятельность души в полноте добродетелей.

2 – 5 книги - Формы этических добродетелей.

6 книга - Формы дианоэтических добродетелей.

7 книга - Рассмотрение удовольствий и неудовольствий, поскольку в их сфере

обнаруживается добродетель и порочность характера человека.

8-9 книги - Рассмотрение дружбы, т.к. она является добродетелью.

10 книга - Второе рассмотрение проблемы удовольствий и анализ сущности счастья.

 

Высшее человеческое благо определяется им как счастье, однако сам Аристотель указывает, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Строя свою этику на понимании счастья как внутренней жизни (деятельности) души, стремящейся достичь наилучшего состояния как в отношении своего характера и нрава («этические добродетели»), так и в отношении своих умственных способностей («дианоэтические добродетели»), дает определение счастья как деятельности души в полноте добродетелей. Это в первую очередь добродетели души, но учитываются также и телесные блага. Они признаются желательными в той мере, в какой телесное не должно мешать и препятствовать духовному – так, если человек болен, он едва ли сможет упражняться в добродетели, если он беден, он не сможет проявить щедрость и т.д. Применительно к этическим добродетелям развивает учение о середине (напр., мужество есть середина между трусостью и безумной отвагой), но для дианоэтических добродетелей нет ничего противоположного, кроме глупости. Дианоэтические добродетели направлены к познанию истины или к установлению «правильного логоса», или суждения, устанавливающего добродетельную середину в практических нравственных поступках для каждого отдельного случая. Вообще, Аристотель говорит, что для каждого добродетельная середина своя (как для каждого свое количество съедаемой пищи, необходимое для здоровья), и, например, мужественный поступок для бывалого воина и для неопытного юнца представляет собой не одно и то же поведение.

 

Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos – характер, обычай, закон. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слово moralisморальный, говоря о моральной философии (т.е. – этике), и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. Позже, в четвертом веке н.э., появляется слово «мораль».

 

ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ(Marcus Tullius Cicero) (106–43 до н.э.) – римский государственный деятель, сторонник идеалов Республики, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Пик политической карьеры Цицерон – 63 до н.э., это был год его консульства и разоблачения заговора Катилины, за которое он был с триумфом провозглашен «отцом отечества». Но вследствие отказа поддержать триумвират Цезарь – Помпей – Красс, Цицерон постепенно все более теряет влияние и отходит от активной политики, в результате в апреле 58 до н.э. Цицерон был вынужден отправиться в изгнание в Македонию. Он возвращается в сентябре 57 до н.э., примыкает к партии Помпея, а после поражения последнего в Фарсальской битве (48 до н.э.) сдается на милость Цезаря, фактически ставшего единоличным диктатором. Одобрив убийство Цезаря, он оказывается в оппозиции к Марку Антонию, которого считает продолжателем дела узурпации власти. Серия знаменитых речей против Антония («филиппики») обозначает черту, которая подвела итог и политической карьеры, и самой жизни Цицерона.

Литературное наследие Цицерона состоит из его публичных речей, сочинений по ораторскому искусству, философских трактатов, поэтических произведений и приватных писем. Он впервые сделал латинский язык полноправным средством выражения философских идей, стремясь дать римской просвещенной публике материал для серьезного чтения и самообразования.

В работе О пределах добра и зла Цицерон последовательно опровергает учения о высшем благе эпикурейцев и стоиков, оставаясь при скептическом воззрении о невозможности теоретического обоснования высшего блага. В области же практической морали такое окончательное определяющее понятие Цицерон находит – это понятие природы: «кто следует природе, тот не ошибается», что сближает его позицию со стоической. Стоицизм был духовно близок Цицерону лишь отчасти: согласие в вопросах морали сопровождается резкой критикой веры в традиционных богов, стоического фатализма и связанной с этим веры в гадательное искусство.

Предпринимались попытки разграничить эти термины. Впервые это сделал Гегель: под «моралью» он понимал субъективный аспект поступков человека, форму сознания, т.е. это осознаваемые человеком принципы, правила, нормы поведения, а под «нравственностью»(«моральністю») - сами поступки, нравственность насыщена конкретным жизненным и социальным содержанием, т.е. это реальное внедрение принципов, норм, правил поведения в жизнь.

ГЕГЕЛЬ, ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ(Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) (1770–1831), немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770.

Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788–1793, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793–1800 Гегель служил в качестве домашнего учителя. В 1801 он получил разрешение читать лекции в Йенском университете. В 1801–1805 Гегель – приват-доцент, а в 1805–1807 экстра-ординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. В 1808 получил место ректора классической гимназии в Нюрнберге, которое занимал 8 лет. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии. В 1816 он получил приглашение в Гейдельбергский университет, где преподавал в течение четырех семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник Энциклопедия философских наук (Enzyklopdie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse, первое издание 1817). В 1818 Гегель был приглашен в Берлинский университет. Первые лекции Гегеля в Берлине остались почти без внимания, однако постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская философия права и государственного строя все более становилась официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине.

Философскую систему Гегеля иногда называют «панлогизмом» (от греч. pan – все, и logos – разум). Она отправляется от идеи, что реальность поддается рациональному познанию потому, что рациональна сама Вселенная. В предисловии к Философии права содержится знаменитая формулировка этого принципа: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

 

«Нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы, а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту.

В рамках нашей учебной дисциплины мы будем понимать: под «этикой» – науку, область знаний, а под «моралью» (или «нравственностью») – предмет изучения этики. Итак:

этика – философская наука, предметом изучения которой является мораль;

мораль – это императивно-оценочный способ отношения человека к действительности, который регулирует поведение людей с точки зрения принципиального противопоставления добра и зла.

2. Черты и свойства этики

Определение морали, приведенное выше, содержит основные черты и свойства этики как философской науки:

1. Присутствует указка на императивность морали: мораль – это всегда определенное требование, веление, которое выдвигается обществом или голосом собственной совести; где таких требований нет - отсутствуют и основания говорить о морали. Этика указывает не на то, что есть, а на то, как и каким должно быть.

2. Указано на возможность оценки: оценивание моральных качеств является существенной чертой морали. Мораль оценивает не физические качества человека, его здоровье, жизнь, а его поведение – доброе или злое, справедливое или несправедливое, ответственное или безответственное с указанием определенных требований – императивов.

3. Только мораль решает проблему добра и зла. Моральное качество наши поступки и действия приобретают тогда, когда попадают в поле противопоставления добра и зла (как научное познание мира направлено на идеал Истины, чувственно-эмоциональное освоение мира – на идеал Красоты, так моральное отношение к миру – на идеал Добра).

Этика не только наука о морали, но еще наука об отношении человека к самой морали, о том, какой смысл, внутреннюю необходимость усматривает человек в принятии тех или иных моральных норм, на чем основывает свой выбор, откуда возникает потребность в моральном самоограничении.

Важнейшей особенностью морали является финальность нравственных ценностей. Это означает, что принципы морали самоценны. То есть на вопросы: «Для чего они нам нужны?», «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Следование нравственным принципам — это самоцель, т. е. высшая, финальная цель и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. Они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.