Семинар «Основы полемического мастерства» 4 часа
Часа
Часа
Часа
«Мы слушаем не речь, а человека, который ее говорит». Аристотель.
· Изучая тему судебного оратора, составьте перечень качеств, необходимых для оратора, и изложите его по степени значимости.
· Составьте рассказ об образе оратора, обратив внимание на стиль его речи.
· Приведите примеры тропов и фигур из литературных произведений.
· Напишите эпитеты к словам: «оратор», « слово», «речь».
Семинар «Особенности публичного выступления»
К занятию подготовьтесь к теме: «Особенности устной и письменной речи».
Прослушайте выступление и проанализируйте его:
· Интересно ли Вам было слушать выступающего?
· Какова основная мысль выступающего?
· Последовательно ли она реализуется в выступлении?
· Как соотносятся основная мысль, цели выступления и заявленная тема?
· Разделяете ли Вы позицию выступающего?
· Как выступающий взаимодействует со слушателями?
· В каком функциональном стиле выдержано выступление?
· Какие языковые черты данного стиля использованы автором?
· Какова сила голоса, ясность дикции и темп речи?
· Какую информацию можно было использовать в выступлении на данную тему?
· Представлены ли в выступлении различные точки зрения?
· Осталось ли после выступления впечатление о том, что выступающий представил полную картину по выбранному вопросу?
· Владеет ли докладчик мастерством импровизации?
· Показывает ли выступающий процесс возникновения и развития мысли или воспроизводит заученный текст?
· Соответствовала ли речь нормам литературного языка?
Подберите афоризмы к словам: истина, наказание, доказательство.
Семинар « Приемы выразительности речи»
· Повторите определения тропов (метафоры, метонимии, синекдохи и др.) и фигур. Возьмите речь знаменитого судебного оратора, найдите их в тексте, подчеркните их или выпишите.
· Подготовьте дома афоризмы, а также пословицы на тему красноречия.
· Придумайте эпитеты к словам: дело, аргумент, свидетель.
Послушайте публичный спор (можно взять дискуссионную передачу в СМИ, например, «К барьеру» В. Соловьева) и определите вид спора:
1. По мотивам и целям:
- из-за истины,
- для убеждения кого-либо,
- для победы,
- спор ради спора.
2. По социальной значимости проблемы:
- общечеловеческие интересы,
- национальные интересы,
- интересы социальных слоев общества,
- групповые интересы,
- семейные интересы,
- личные интересы.
3. По количеству участников:
- монолог (внутренний спор);
- диалог (спор двоих);
- полилог (спор команд).
Проанализируйте:
1. Актуальность предмета спора для каждого участника.
2. Предпочтительные способы определения предмета спора.
3. Охарактеризуйте компетентность в этом вопросе каждой стороны.
4. Определите общую эрудицию участников спора.
5. Определите, что доказывала и опровергала каждая из сторон.
6. Охарактеризуйте основные качества участников спора:
- культура речи;
- умение слушать;
- умение «держать позицию»;
- уважение к другой точке зрения;
- заинтересованность;
- конструктивность подхода;
- интеллектуальная терпимость и др.
7. Какие аргументы для доказывания и опровержения использовались оппонентами?
- Назовите слабые и сильные;
- Укажите способ демонстрации;
- Определите, нет ли логических ошибок;
2. Какие вопросы использовались оппонентами в споре?
- Какова эффективность каждого из вопросов?
3. Какие виды ответов использованы в споре?
4. Какие риторические приемы (дозволенные и недозволенные) применялись оппонентами?
5. Как завершается спор?
- Признание тезиса или контртезиса обеими сторонами.
- Тезис и контртезис редактируются обеими сторонами.
- Отбрасывается и тезис и контртезис и вырабатывается новый вариант.
- Признание поражения.
· В чем сходство между устной и письменной формами речи?
o В чем различие между устной и письменной формами речи?
o Назовите основные достоинства и недостатки устной речи?
o Напишите эпитеты к слову.
o Произнесите скороговорки в быстром темпе с разной эмоциональной окраской.
Семинар «Судебное красноречие»