Семинар «Основы полемического мастерства» 4 часа

Часа

Часа

Часа

 

«Мы слушаем не речь, а человека, который ее говорит». Аристотель.

· Изучая тему судебного оратора, составьте перечень качеств, необходимых для оратора, и изложите его по степени значимости.

· Составьте рассказ об образе оратора, обратив внимание на стиль его речи.

· Приведите примеры тропов и фигур из литературных произведений.

· Напишите эпитеты к словам: «оратор», « слово», «речь».

 

Семинар «Особенности публичного выступления»

 

К занятию подготовьтесь к теме: «Особенности устной и письменной речи».

Прослушайте выступление и проанализируйте его:

· Интересно ли Вам было слушать выступающего?

· Какова основная мысль выступающего?

· Последовательно ли она реализуется в выступлении?

· Как соотносятся основная мысль, цели выступления и заявленная тема?

· Разделяете ли Вы позицию выступающего?

· Как выступающий взаимодействует со слушателями?

· В каком функциональном стиле выдержано выступление?

· Какие языковые черты данного стиля использованы автором?

· Какова сила голоса, ясность дикции и темп речи?

· Какую информацию можно было использовать в выступлении на данную тему?

· Представлены ли в выступлении различные точки зрения?

· Осталось ли после выступления впечатление о том, что выступающий представил полную картину по выбранному вопросу?

· Владеет ли докладчик мастерством импровизации?

· Показывает ли выступающий процесс возникновения и развития мысли или воспроизводит заученный текст?

· Соответствовала ли речь нормам литературного языка?

Подберите афоризмы к словам: истина, наказание, доказательство.

 

Семинар « Приемы выразительности речи»

 

· Повторите определения тропов (метафоры, метонимии, синекдохи и др.) и фигур. Возьмите речь знаменитого судебного оратора, найдите их в тексте, подчеркните их или выпишите.

· Подготовьте дома афоризмы, а также пословицы на тему красноречия.

· Придумайте эпитеты к словам: дело, аргумент, свидетель.

 

Послушайте публичный спор (можно взять дискуссионную передачу в СМИ, например, «К барьеру» В. Соловьева) и определите вид спора:

1. По мотивам и целям:

- из-за истины,

- для убеждения кого-либо,

- для победы,

- спор ради спора.

2. По социальной значимости проблемы:

- общечеловеческие интересы,

- национальные интересы,

- интересы социальных слоев общества,

- групповые интересы,

- семейные интересы,

- личные интересы.

3. По количеству участников:

- монолог (внутренний спор);

- диалог (спор двоих);

- полилог (спор команд).

Проанализируйте:

1. Актуальность предмета спора для каждого участника.

2. Предпочтительные способы определения предмета спора.

3. Охарактеризуйте компетентность в этом вопросе каждой стороны.

4. Определите общую эрудицию участников спора.

5. Определите, что доказывала и опровергала каждая из сторон.

6. Охарактеризуйте основные качества участников спора:

- культура речи;

- умение слушать;

- умение «держать позицию»;

- уважение к другой точке зрения;

- заинтересованность;

- конструктивность подхода;

- интеллектуальная терпимость и др.

7. Какие аргументы для доказывания и опровержения использовались оппонентами?

- Назовите слабые и сильные;

- Укажите способ демонстрации;

- Определите, нет ли логических ошибок;

2. Какие вопросы использовались оппонентами в споре?

- Какова эффективность каждого из вопросов?

3. Какие виды ответов использованы в споре?

4. Какие риторические приемы (дозволенные и недозволенные) применялись оппонентами?

5. Как завершается спор?

- Признание тезиса или контртезиса обеими сторонами.

- Тезис и контртезис редактируются обеими сторонами.

- Отбрасывается и тезис и контртезис и вырабатывается новый вариант.

- Признание поражения.

· В чем сходство между устной и письменной формами речи?

o В чем различие между устной и письменной формами речи?

o Назовите основные достоинства и недостатки устной речи?

o Напишите эпитеты к слову.

o Произнесите скороговорки в быстром темпе с разной эмоциональной окраской.

 

Семинар «Судебное красноречие»